Найти в Дзене
Татьяна Альбрехт

Звездный час Королевства вандалов

Знатный вандал на римской мозаике конца V века
Знатный вандал на римской мозаике конца V века

В 428 году властителем вандалов после гибели короля Гунериха стал его сводный брат по отцу Гейзерих.

Вандалы в то время жили на Пиренейском полуострове, за земли которого у них шла яростная война с вестготами.

В какой-то момент новый правитель понял, что готам, свевам и вандалам на территории одной римской провинции слишком тесно (тем более, приход сюда вестготов был санкционирован императором Западной части империи после очередного мирного договора, соответственно, закон и поддержка Рима и Константинополя на их стороне) и решил, что его народу надо искать новые земли.

Его выбор пал на Римскую Африку. Во-первых, достичь ее было легко – просто переправиться через Гибралтарский пролив. А морское дело вандалы знали не хуже готов.

Во-вторых, король понял: земли эти крайне важны для империи в экономическом и стратегическом плане. В то же время недавняя война императора Валентиниана III (точнее, его матери Галлы Плацидии и консула Флавия Аэция) с мятежником Бонифацием, фактически объявившим о независимости африканских провинций от Рима, показала, что империя не в состоянии по-настоящему их контролировать и защищать.

Римская империя в первой половине V века
Римская империя в первой половине V века

В 429 году вандалы переправились в Римскую Африку и начали планомерный захват провинции. Конечно, местные жители сопротивлялись, сражения были яростными, осады и штурмы жестокими. Но пришельцы одерживали победу за победой, захватывали город за городом, так что к концу 434 года вся провинция за исключением Карфагена (столицы) и самых дальних территорий, контролировавшихся берберскими племенами, оказалась в руках завоевателей.

11 февраля 435 года африканские завоевания вандалов были признаны по мирному договору императором Валентинианом III (годы правления 425-455). Вандалы получили во владение восточную Мавританию с частью Нумидии, взамен обязались платить ежегодную дань империи и защищать границы от берберов в качестве федератов.

Этот мирный договор просто признавал существующее положение вещей – римляне оказались не в состоянии защитить свою житницу от воинственных пришельцев, а вандалы не собирались плясать под дудку Рима.

Но король вандалов Гейзерих был слишком умным и дальновидным человеком, чтобы не успокоить самолюбие императора, якобы признав себя и свой народ федератами и обязавшись выплачивать дань (которую они, естественно, не собирались платить). Он даже отправил в Рим в качестве заложника своего младшего сына Гунериха. Видимо, специально, чтобы мальчик поучился при императорском дворе и лучше узнал римлян. К тому же, сын младший, не наследник, риска никакого. Гейзерих же не мог знать, что именно Гунерих наследует ему, т. к. старший - Гензон умрет раньше, чем отец. Не думаю, что при императорском дворе в Равенне Гунерих ощущал какую-то несвободу. Консул Аэций, серый кардинал при не особенно прозорливом и лишенном талантов правителя императоре, был слишком умен, чтобы ссориться с таким противником, как Гейзерих, без очень веских оснований. Гунерих довольно скоро вернулся к отцу, никто не чинил ему в этом препятствий.

Вид через Гибралтарский пролив на берег Африки
Вид через Гибралтарский пролив на берег Африки

19 октября 439 года, в нарушение договора, Гейзерих захватил Карфаген. Взял без боя – жители сами открыли ему ворота, наслушавшись о жестокостях вандалов к непокорным (эту практику, кстати, король перенял у римлян). Да и смысла в сопротивлении не было – захватчики уже владели всей провинцией.

Что Карфаген будет захвачен так или иначе, понимали все. Завоевать провинцию и оставить в руках врагов ее столицу... Кто же пойдет на это? Конечно же, Гейзериху нужен был великолепный римский город-порт, который он сделал своей резиденцией.

То, что король вандалов не станет выполнять условия договора, в принципе, было ясно. Римлянам нужно было сохранить лицо. Они понимали: никакой возможности бороться с вандалами, тем более, отвоевывать Африку обратно у них нет. Перед ними стояла задача не потерять все. В империи итак черт знает, что творилось, все западные провинции были так или иначе охвачены войной, везде уже открыто хозяйничали не римляне, а пришлые народы – германцы и гунны, периодически вспыхивали восстания, появлялись новые узурпаторы.

Отлично знал это и король вандалов. А потому чувствовал себя хозяином Римской Африки и понимал, что воевать с ним на этой земле в ближайшее время никто не будет.

Серебряная монета с изображением Гейзериха, короля вандалов
Серебряная монета с изображением Гейзериха, короля вандалов

В 442 году Рим вынужден был признать независимость Королевства вандалов от империи и заключить с ними мирный договор, как с равными. Это единственный случай, когда римские императоры юридически признавали независимость варварского королевства на бывших землях империи.

Гейзерих только этого и ждал. Теперь у него были совершенно развязаны руки.

Великий король приступил к планомерному захвату средиземноморских морских баз.

Он справился с этой задачей довольно быстро и таким образом отрезал Рим от поставок зерна и масла, получил возможность поощрять пиратство (естественно, если оно направлено против Рима, так что это, можно сказать, первые случаи каперства).

Это был, конечно же, шантаж. Гейзерих навязывал императору свои условия игры и демонстрировал, какой прочной удавкой он связал Италию и Галлию (получать продовольствие для войск из других провинций у Рима возможности не было).

Судя по тому, что крупных столкновений между вандалами и римлянами не случалось, разве что, небольшие прибрежные стычки, Валентиниан и Аэций намек поняли и спорить с грозным правителем вандалов, аланов и свевов не пытались.

Золотой солид с изображением императора Валентиниана III
Золотой солид с изображением императора Валентиниана III

Зачем же тогда Гейзериху понадобилось захватывать и грабить Рим?

О! В этом «акте вандализма» король проявил себя блестящим политиком. Я в принципе считаю Гейзериха одним из самых достойных и талантливых правителей своего времени, равных по масштабности Аэцию, Стилихону, Эрику - великому королю вестготов, Теодориху Амалу. Тот же Аларих – первый германский вождь, захвативший Рим – как политик, дитя рядом с ним.

Повторное взятие Вечного Города произошло не просто так и было обставлено по истине красиво.

16 марта 455 года сенатор Петроний Максим убил императора Валентиниана III, который до этого - 21 сентября 454 года - убил Флавия Аэция.

Соответственно, в империи безвластие. Петроний Максим, быстренько облачившийся в пурпур, естественно, никакого веса и значения в глазах Гейзериха, восточного императора и других варварских вождей не имел.

Такая смута - замечательная возможность ловить рыбку мутной воде, извлечь наибольшую выгоду из происходящего. Король вандалов не мог этим не воспользоваться.

Даже если лжива легенда о том, что Гейзериха призвала на помощь вдова Валентиниана III Евдоксия, чтобы отомстить убийце мужа, это, в сущности, не важно.

Убийство императора, с которым существует номинально исполняемый мирный договор и вообще внешне хорошие отношения - прекрасный предлог вмешаться напрямую в дела империи.

Конечно, у Гейзериха были свои агенты в Риме, при дворе в Равенне, он отлично знал положение вещей. Не даром действовал так стремительно.

Его флот причалил к итальянским берегам уже в конце мая. А слухи о нашествии вандалов (полагаю, не без участия короля) намного опередили их самих и спровоцировали в Риме панику, в ходе которой узурпатор был убит жителями.

Впрочем, Гейзериха не интересовала в принципе судьба Петрония Максима – его участь итак была решена.

Королю нужно было продемонстрировать силу, напомнить всем претендентам на престол, кто отныне хозяин Средиземноморья.

Самая эффективная демонстрация – захват Вечного Города. Тем более, в отличие от Алариха, воины которого не только дорвались до добычи, но и мстили жителям за резню варваров, устроенную римлянами за два года до штурма, а потому миндальничать не собирались (разве что, король готов приказал щадить церкви и общественные здания), Гейзерих даже не вводил в Вечный Город войско. Жители итак были смертельно напуганы и о сопротивлении не помышляли. Потому король вандалов в течение двух недель просто методично грабил Рим, забирая оттуда все наиболее ценное.

Карл Брюллов. Захват Рима королем Гейзерихом
Карл Брюллов. Захват Рима королем Гейзерихом

Цели своей Гейзерих, несомненно, достиг.

Во-первых, если и были у кого-то «неудачные мысли» относительно попытки отбить у вандалов Африку, то после такой явной демонстрации силы быстро улетучились.

Во-вторых, король приказал увезти из разграбленного города вдовствующую императрицу с двумя дочерями Евдокией и Плацидией (помимо огромной добычи и еще нескольких десятков знатных пленников, естественно). Прежде всего, как заложников. Заложники императорской крови – лучшая гарантия сдержанности недоброжелателей. К тому же, Гейзерих получил возможность породниться с императорским домом, для чего быстро обвенчал Гунериха с Евдокией, которая, мало того, что дочь Валентиниана III, так еще и внучка самого Феодосия Великого.

Соответственно, на правах близкого родственника король вандалов обрел вполне легальное право вмешиваться во внутренние дела империи. Чем он не преминул воспользоваться, выбрав императором Авита.

Правда, новоявленный носитель пурпура, не зная, во что впутывается, назначил своим полководцем Рецимера. А этот свево-гот (по матери он был внуком короля готов Валии, а по отцу – потомком свевских королей), прилежный ученик Аэция, совершенно не собирался сидеть на вторых ролях.

Для начала он устроил большое аутодафе кораблям вандалов на Сицилии и Корсике, чем, конечно, рассердил Гейзериха, но и дал ему знак: мол, не надо уж совсем не считаться с древним центром империи, даже если правит там такой же варвар, как и ты.

За это он получил титул патриция от императора Восточной части Льва I Макеллы (годы правления 457-474) и после смерти Авита встал перед выбором: править самому или все-таки прикрыться императором.

Видимо, выучка у Аэция дала о себе знать: 1 апреля 457 года Рецимер с согласия Льва назначил императором Майориана.

Император Майориан. Фантазия художника 1754 года на основе изображения на монете
Император Майориан. Фантазия художника 1754 года на основе изображения на монете

Правда, очень скоро горько пожалел об этом: новый властитель стал проявлять самостоятельность и вовсе не собирался играть в дипломатические игры с наглеющими день ото дня вандалами. Он храбро отражал их грабительские набеги на Лигурию и даже однажды нанес одному из отрядов тяжелое поражение, настолько серьезное, что вандалы отступили к кораблям, побросав добычу. Некоторые хронисты утверждают, что в этой битве погиб близкий родственник Гейзериха, то ли зять, то ли деверь.

Рецимер понимал, что терпеть это король вандалов не станет, и с ужасом ждал полномасштабной войны на море. Тем более, у него и в мыслях не было всерьез ссориться с Гейзерихом, он лишь хотел заставить правителя Африки считаться с собой.

Потому Рецимер только радовался, когда в 461 году Майориан потерпел от Гейзериха тяжелое поражение у Валенсии. Полагаю, восстание легионов в августе 461 года, в результате которого Майориан потерял трон, а потом и жизнь, тоже было инспирировано Рецимером. Не удивлюсь, кстати, если к этому приложил руку и Гейзерих, которому удобнее было договариваться с хитрым свево-готом, чем с принципиальным императором.

После гибели Майориана новый ставленник Рецимера и Льва Макеллы Либий Север решил не лезть на рожон.

Монета с именем Либия Севера и монограммой Рицимера
Монета с именем Либия Севера и монограммой Рицимера

Гейзерих снова почувствовал полную свободу. Он даже в качестве жеста доброй воли выдал Византии Евдоксию и Плацидию.

Следствием этого стал новый мирный договор, который, король, естественно, также не собирался соблюдать.

Теперь уже ничто не могло помешать периодическим набегам вандальских морских отрядов на Италию и созданию вандальской морской империи (кстати, в германских языках Средиземное море порой называется Вандальским).

Правда, Гейзерих или его военачальники, не обладавшие его тонкостью мышления, увлеклись. Некоторые набеги были настолько вопиющими, что Льву Макелле просто приходилось принимать ответные меры.

В 467 году ему удалось договориться Рецимером, посадить на трон Западной империи своего ставленника Антемия и организовать грандиозный морской поход против вандалов. Начавшись весьма удачно, он, тем не менее, закончился полным провалом, особенно, после того, как флот византийцев был сожжен брандерами, благодаря внезапной ночной атаке, которую организовал сын Гейзериха Гензон. Эта катастрофа обескровила империю — она обошлась в 130 000 фунтов золота и 700 фунтов серебра и стоила больших человеческих жертв.

Лев I Макелла
Лев I Макелла

После этого Гейзерих, словно в насмешку, снова подчинил Сардинию и Сицилию и привел флот к берегам Восточной Римской империи.

Льву и Рецимеру ничего не оставалось, как дать задний ход. Тем более, Гейзерих тоже был склонен поиграть в дипломатические игры.

Император Антемий погиб во время штурма Рима войском Рецимера 11 июля 472 года (они незадолго до этого разругались вдрызг из-за того, что Антемий наивно попытался отстранить патриция от власти), и король вандалов добился назначения на этот пост своего ставленника Олибрия – мужа Плацидии.

То есть, правителем Западной империи стал его близкий родственник, находившийся под его непосредственным влиянием.

Правда, в том же году и Олибрий, и Рецимер умерли от чумы. Но для Гейзериха это даже стало очередной удачей, так как последние квазиимператоры Запада вообще не представляли какой-либо угрозы для него.

Наоборот, в 475 году был заключен еще один договор с Римом, по условиям которого они вполне могли объединиться в борьбе с Восточной империей, если возникнет такая необходимость.

А когда на политическую авансцену выступил серый кардинал последних западных императоров Одоакр, Гейзерих очень быстро про него все понял. Они прекрасно договорились друг с другом: король вандалов уступил новому властителю Италии всю Сицилию, кроме Лилебея, заполучив таким образом умного и лояльного союзника, через которого можно было влиять на политику Западной Империи. Его даже не смутило, что Одоакр эту империю якобы устранил.

Ведь этот номинальный жест по сути ничего не значил. Одоакр отказался от императорских инсигний, но не от власти на территории Италии. А Гейзериху все равно с кем было решать дела – с императором, назначенным и контролируемым очередным амбициозным выскочкой, или с выскочкой, решившим обойтись без императора.

Правда, их дипломатический союз продолжался недолго.

24 января 477 года великий король вандалов, аланов и свевов Гейзерих отошел в мир иной.

Профиль Одоакра на монете из Равенны. 477 год
Профиль Одоакра на монете из Равенны. 477 год

Он правил 49 лет и за время своего правления сделал Вандальское королевство самым влиятельным игроком на политической карте Средиземноморья.

Жаль, его преемники не смогли удержать этот статус.

Вот такая интересная история великого правителя и его королевства.

Кстати, Гейзерих получил власть исключительно благодаря личным качествам. Он был сыном короля Годегизила от наложницы и по обычаям вандалов на трон претендовать не мог.

Обстоятельства смерти его брата Гунериха до сих пор не ясны, хотя по утверждениям Прокопия Кесарийского, сами вандалы отвергали слухи о причастности к этому Гейзериха и говорили, что Гунерих был захвачен в плен и убит во время войны с готами за Севилью или Картахену.

Правда, его жену и детей новый король не пощадил – приказал убить их, как только привел свой народ в Африку.

Обычно, такого не прощают, печальные судьбы многих узурпаторов у тех же готов – лишнее тому доказательство. Но в данном случае вандальская знать не протестовала.

Еще при правлении брата Гейзерих прославился, как прекрасный воин (несмотря на хромоту – результат неудачного падения с лошади) и знаток военного дела. Кроме того, у него были великолепные лидерские качества, быстрый живой ум, железная воля и талант правителя.

Надо сказать, это редкий случай, когда узурпация власти (даже если она и была) пошла настолько во благо народу.

Кто знает, возникло бы Вандальское королевство, прожило бы свою недолгую, но яркую жизнь, оставшись в памяти на многие века, если бы хромоногий бастард не стал правителем этого гордого и воинственного народа.

Королевство вандалов в 526 году
Королевство вандалов в 526 году