Найти тему
Уголок Крокодилыча

Памяти Михаила Кокшенова

Совсем недавно, в начале июня 2020 года, ушел из жизни хороший #артист Михаил Кокшенов. И захотелось написать - о нем и об актерской профессии как таковой.

А профессия, конечно, неимоверно тяжелая - не только и не столько потому, что работа актера порой требует и незаурядной физической подготовки, и огромного количества дублей, и съемок в сложных условиях. Это всё - нелегкие, но рабочие будни. Но главная тяжесть профессии актера - в её неблагодарности.

Когда ты занимаешься каким-то простым делом - моешь полы, колешь дрова или разгружаешь вагоны, - это, во-первых, не требует от тебя вкладывать душу и обнажать нервы, а во-вторых, дает стопроцентную гарантию успеха. То самое "полное, гармоничное тождество усилий и результата", о котором писал Сергей Довлатов.

Но #актёры - герои совершенно другой истории. В которой никаких гарантий нет, а успех и востребованность - на мой дилетантский взгляд - могут совершенно не зависеть от труда и таланта. Есть множество других факторов - изменение типажей, пользующихся популярностью у массового зрителя (так в свое время "выпали из обоймы" некогда очень популярные Юрий Каморный и Николай Мерзликин), отношения с режиссерами, отсутствие подходящих ролей и прочая, и прочая, и прочая...

Изображение со страницы https://yandex.com/collections/card/5dceabec3959b26c225a031c/
Изображение со страницы https://yandex.com/collections/card/5dceabec3959b26c225a031c/

Полвека назад на экраны вышел вышел прекрасный фильм "Начало", в котором Инна Чурикова сыграла ткачиху по имени Паша, которую внезапно позвали сниматься в кино, да ещё и в главной роли, да ещё и Жанны д'Арк. Она сыграла и прославилась, фильм получил огромный успех, афиши с изображением Паши были расклеены по всему городу, а сама Паша пришла на киностудию с вопросом, что же, собственно, дальше. И услышала в ответ: "Вы очень специфичны, такие пока не требуются".

То есть сегодня ты - звезда, а что будет завтра - неизвестно.

Талантливейший Александр Демьяненко, сыграв Шурика, с одной стороны, обессмертил своё имя на века, а с другой - лишился огромного количества ролей, которые потенциально мог бы сыграть. Не приглашали. Режиссеры смотрели на Демьяненко - и видели Шурика. И опасались, что и зрители тоже будут видеть Шурика. Возможно, они были правы, но как же жаль...

В фильмографии Михаила Кокшенова такой одной роли, напрочь забивающей все остальные, не было. Но была другая проблема - типаж. Если над Демьяненко довлела сыгранная им роль Шурика, то над Кокшеновым - его внешние данные, обусловившие его актерское амплуа. Высоченный плечистый здоровяк, несколько грубоватые черты лица, румянец во всю щеку, "кровь с молоком", улыбка до ушей - ну как не взять такого на роль амбала, не блещущего интеллектом, или жуликоватого хитрована? А то, что артист был намного умнее и тоньше воплощаемых им на экране персонажей, - да кому оно, собственно, интересно?..

Кадр из фильма "Хозяин тайги" (режиссер Владимир Назаров, 1968 г.). Скриншот сделан автором собственноручно.
Кадр из фильма "Хозяин тайги" (режиссер Владимир Назаров, 1968 г.). Скриншот сделан автором собственноручно.

Вот вроде бы и #фильмография огромная, аж на полтораста фильмов. И есть среди них такие, которые не сходят с телеэкрана десятилетиями. И работал с выдающимися режиссерами - тут, конечно, первым приходит на ум Леонид Гайдай, снявший Кокшенова в шести своих картинах, но были и и Эльдар Рязанов, и Владимир Мотыль, и Евгений Ташков, и Александр Митта, и Михаил Швейцер. Выглядит всё это весьма впечатляюще. Но вот сами роли... Они, увы, в большинстве своем второго, а иногда и третьего плана.

А моя любимая роль Кокшенова - это сплавщик Николай Ипатов в фильме Владимира Назарова "Хозяин тайги". Этот #фильм был снят в 1968-м году, Кокшенову тогда было всего 32, и амплуа глуповатого амбала ещё не успело прирасти к нему накрепко.

И получилось очень здорово. Сплавщик у Кокшенова вышел что надо - настоящий ядреный сибирский мужик, который и за дело болеет, и работает на совесть, и гуляет широко, от души, на всю катушку, и за словом в карман не лезет, и кулаки может в ход пустить, и голыми руками выдергивает замок из двери и решетку с окна. Очень убедительным был дуэт с Владимиром Высоцким - их персонажи были антагонистами, и напряжение между ними ощущалось почти физически.

Не знаю, что сказал бы по этому поводу Станиславский, но я - верю.

А теперь Кокшенова нет. Светлая ему память...

Кадр из фильма "Хозяин тайги" (режиссер Владимир Назаров, 1968 г.). Скриншот сделан автором собственноручно.
Кадр из фильма "Хозяин тайги" (режиссер Владимир Назаров, 1968 г.). Скриншот сделан автором собственноручно.

"Спасибо, что дослушали куплеты" © :)
Автор будет искренне признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность в рамках приличий и здравого смысла.