Совсем недавно, в начале июня 2020 года, ушел из жизни хороший #артист Михаил Кокшенов. И захотелось написать - о нем и об актерской профессии как таковой.
А профессия, конечно, неимоверно тяжелая - не только и не столько потому, что работа актера порой требует и незаурядной физической подготовки, и огромного количества дублей, и съемок в сложных условиях. Это всё - нелегкие, но рабочие будни. Но главная тяжесть профессии актера - в её неблагодарности.
Когда ты занимаешься каким-то простым делом - моешь полы, колешь дрова или разгружаешь вагоны, - это, во-первых, не требует от тебя вкладывать душу и обнажать нервы, а во-вторых, дает стопроцентную гарантию успеха. То самое "полное, гармоничное тождество усилий и результата", о котором писал Сергей Довлатов.
Но #актёры - герои совершенно другой истории. В которой никаких гарантий нет, а успех и востребованность - на мой дилетантский взгляд - могут совершенно не зависеть от труда и таланта. Есть множество других факторов - изменение типажей, пользующихся популярностью у массового зрителя (так в свое время "выпали из обоймы" некогда очень популярные Юрий Каморный и Николай Мерзликин), отношения с режиссерами, отсутствие подходящих ролей и прочая, и прочая, и прочая...
Полвека назад на экраны вышел вышел прекрасный фильм "Начало", в котором Инна Чурикова сыграла ткачиху по имени Паша, которую внезапно позвали сниматься в кино, да ещё и в главной роли, да ещё и Жанны д'Арк. Она сыграла и прославилась, фильм получил огромный успех, афиши с изображением Паши были расклеены по всему городу, а сама Паша пришла на киностудию с вопросом, что же, собственно, дальше. И услышала в ответ: "Вы очень специфичны, такие пока не требуются".
То есть сегодня ты - звезда, а что будет завтра - неизвестно.
Талантливейший Александр Демьяненко, сыграв Шурика, с одной стороны, обессмертил своё имя на века, а с другой - лишился огромного количества ролей, которые потенциально мог бы сыграть. Не приглашали. Режиссеры смотрели на Демьяненко - и видели Шурика. И опасались, что и зрители тоже будут видеть Шурика. Возможно, они были правы, но как же жаль...
В фильмографии Михаила Кокшенова такой одной роли, напрочь забивающей все остальные, не было. Но была другая проблема - типаж. Если над Демьяненко довлела сыгранная им роль Шурика, то над Кокшеновым - его внешние данные, обусловившие его актерское амплуа. Высоченный плечистый здоровяк, несколько грубоватые черты лица, румянец во всю щеку, "кровь с молоком", улыбка до ушей - ну как не взять такого на роль амбала, не блещущего интеллектом, или жуликоватого хитрована? А то, что артист был намного умнее и тоньше воплощаемых им на экране персонажей, - да кому оно, собственно, интересно?..
Вот вроде бы и #фильмография огромная, аж на полтораста фильмов. И есть среди них такие, которые не сходят с телеэкрана десятилетиями. И работал с выдающимися режиссерами - тут, конечно, первым приходит на ум Леонид Гайдай, снявший Кокшенова в шести своих картинах, но были и и Эльдар Рязанов, и Владимир Мотыль, и Евгений Ташков, и Александр Митта, и Михаил Швейцер. Выглядит всё это весьма впечатляюще. Но вот сами роли... Они, увы, в большинстве своем второго, а иногда и третьего плана.
А моя любимая роль Кокшенова - это сплавщик Николай Ипатов в фильме Владимира Назарова "Хозяин тайги". Этот #фильм был снят в 1968-м году, Кокшенову тогда было всего 32, и амплуа глуповатого амбала ещё не успело прирасти к нему накрепко.
И получилось очень здорово. Сплавщик у Кокшенова вышел что надо - настоящий ядреный сибирский мужик, который и за дело болеет, и работает на совесть, и гуляет широко, от души, на всю катушку, и за словом в карман не лезет, и кулаки может в ход пустить, и голыми руками выдергивает замок из двери и решетку с окна. Очень убедительным был дуэт с Владимиром Высоцким - их персонажи были антагонистами, и напряжение между ними ощущалось почти физически.
Не знаю, что сказал бы по этому поводу Станиславский, но я - верю.
А теперь Кокшенова нет. Светлая ему память...
"Спасибо, что дослушали куплеты" © :)
Автор будет искренне признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность в рамках приличий и здравого смысла.