В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:
- знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении с взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
- знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях математическим знаниям, грамматическим явлениям, обобщенные способы конструирования».
Система знаний включает в себя две зоны: зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, предположений.
В исследованиях Николая Николаевича Поддъякова обнаружились две противоречивые тенденции, которые происходят в процессе формирования знаний у дошкольников:
- происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Стабильные знания являются ядром познавательной сферы ребенка;
- в процессе мыслительной деятельности зарождается и растет ряд неопределенных, не ясных знаний, которые выступают в форме догадок, предположений и вопросов. Эти знания становятся мощным стимулятором умственной активности детей.
В ходе взаимодействия тенденций неопределенность в знания уменьшается, они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это – одна из самых важных основ компетентности дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
#дети #Семья #Психология #мышление #знания