Один из т.н. нетленных романов - "Двенадцать стульев" - "разменял" последний десяток (два года назад ему исполнилось 90 лет).
Его последняя часть была опубликована в июльском, 7-м номере советского ежемесячного художественно-литературного, общественного и научно-популярного иллюстрированного журнала "Тридцать дней", выходящем в Москве с 1925 по июнь 1941 гг. (Первые главы были напечатаны в 1-м, январском номере.)
Коротко вспомним, что идея романа была придумана писателем Валентином Катаевым, который поручил "творческое оформление" своему брату Евгению (литературный псевдоним Петров) и его приятелю Илье Файнзильбергу (псевдоним Ильф). Оба были сотрудниками газеты "Гудок", и "Двенадцать стульев" стали их первой совместной работой.
В 1949-1956 годах "Двенадцать стульев" (наряду с написанным позже "Золотым телёнком") были запрещены - после появления проекта постановления секретариата ЦК ВКП(б) "О грубой политической ошибке издательства "Советский писатель" от 14 декабря 1948 года". А начало было положено докладной запиской первого замначальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Дмитрия Шепилова (будущий академик, министр иностранных дел и член "антипартийной группы" с самой длинной фамилией - Примкнувшийкнимшепилов).
Сейчас же речь пойдёт о самой известной (и, на мой взгляд, самой лучшей) экранизации этого романа: 49 лет назад - 21 июня 1971 года - в прокат вышла картина "12 стульев", снятая на к/с "Мосфильм" Леонидом Гайдаем. Фильм стал лидером (39,3 млн зрителей) по итогам того прокатного года и полюбился народу на многие десятилетия.
Москва в картине "12 стульев" представлена замечательно. Правда, Гайдаю для создания антуража города 1920-х пришлось выбирать несколько другие адреса, нежели те, что фигурируют у писателей. Но попавшие в кадр уголки столицы очень хорошо компонуются с сюжетом романа, написанного в конце 1927 года.
В поисках сокровищ Остап Бендер (Арчил Гомиашвили) и Киса Воробьянинов (Сергей Филиппов) приезжают в Москву. Нам показывают Комсомольскую площадь (тогда - Каланчёвская). Время - 11:00, но не это мы видим на часах Казанского вокзала - проект знаменитого архитектора Алексея Щусева. Далее - часы на башенке Октябрьского (с 1937 года - Ленинградского) и Северного (с 1955 года опять Ярославского) вокзалов.
Герои решают поехать в общежитие - у Бендера там якобы друзья. В романе оно находится в Сивцевом Вражке. Но в обозначенном месте наряду со старой застройкой уже была более поздняя советская. Поэтому в кино нас привозят в соседний переулочек - Староконюшенный, его начальная часть сохранила облик нужной Москвы.
Под видом общежития имени монаха Бертольда Шварца показывают интересную усадебку, построенную практически сразу после пожара 1812 года (Староконюшенный переулок, дом 2). Нарядные украшения, правда, здание получило уже в самом конце XIX века. В начале XXI-го в этом здании располагалось казино под названием "Нью Васюки". А сейчас оно принадлежит Московскому союзу художников.
Поселившись в общежитии, Остап и Киса решают первым делом ехать в Музей мебели, куда перевезены стулья из Старгорода. Тогда он располагался в Александринском дворце в Нескучном саду. Понятно, что снимать в помещениях Президиума АН СССР было трудно, если вообще возможно. И Гайдай нашёл замечательный маленький особнячок (Ксении Капцовой) на улице Обуха (бывшая Ильинская, до 1935 и после 1992 года - Воронцово Поле) - дом 12. В момент съёмок на улице сохранилась мощёная мостовая, что помогает создать антураж 1920-х годов.
Однако стулья после аукциона расползаются по Москве, как тараканы. Одно "полукресло" отправляется к поэту Никифору Ляпису-Трубецкому (Роман Филиппов), живущему в романе на Садовой-Самотёчной. А в фильме нам показывают известное здание в районе Арбата между Большой Молчановкой и Большим Ржевским переулком (Малая Молчановка, дом 8)
Это так называемый дом со львами, бывший "доходный дом Гордон". Главным украшением здания, построенного в 1914 году, служат каменные цари зверей, сидящие у входа. Сегодня у них в лапах щиты с геральдическими символами.
В фильме же мы видим львов с удивлённо приподнятой лапкой. Когда началась война, жильцы опасались за сохранность символов своего дома и решили перенести каменных зверей в бомбоубежище. Снять их со своих постаментов, не отколов символы, не представлялось возможным. Вернулись на свои места львы в 1947 году и до 2004-го стояли с поднятой лапой. А во время последнего капремонта монументам вернули щиты с геральдикой.
Ещё два стула оказываются у Эллочки-людоедки (Наталья Воробьёва), которая проживала в Варсонофьевском переулке. Но в кадрах - известный дом с кариатидами на Сретенской горе (Печатников переулок, дом 7). Особняк построен ещё в начале XIX века для жены купца Золотарёва. Но все замечательные элементы, благодаря которым здание известно, - статуи, маски, красивые лепные рамы - появились гораздо позже, когда этот дом купил разбогатевший крестьянин Сысоев, приехавший из деревни Сафроново Подольского уезда. Именно его работы фасад и украсили.
(Кстати, Сысоев был великолепным скульптором, его приглашали лепить украшения для Филипповской булочной на Тверской, для "Метрополя"...)
Когда Бендер снаряжает беспризорников на поиски стульев, нам показывают Большой Ватин переулок - небольшая улочка рядом со "сталинской высоткой" на Котельнической набережной. В кадре отлично виден Храм великомученика Никиты (улица Гончарная, дом 6). Большой Ватин на момент съёмок тоже мощён булыжником - в 1970-е в Москве ещё можно было отыскать такие улицы.
Дальше Бендер попадает под лошадь. В романе происходит сие на площади Свердлова (бывшая Петровская, до 1919 и с 1990 года снова Театральная). А в фильме - на пересечении улицы Воронцово Поле и Подсосенского переулка. Опять-таки булыжная мостовая, а художники-декораторы смонтировали там агитустановки а-ля Маяковский и Родченко. Видны вывеска магазина "Моссельпром", рекламные баннеры, сооружён ларёк, торгующий папиросами.
Чтобы забрать последний, двенадцатый стул, Киса Воробьянинов идёт в Клуб железнодорожников на Комсомольской площади, построенный как раз в 1927 году по проекту Щусева.
А в фильме снова замена - видим входную группу Дворца каторги и ссылки, который строился уже в 1930-е братьями Весниными на улице Воровского (до 1923 и с 1993 года - Поварская), дом 33, строение 1. Создавалось это здание как клуб Общества политкаторжан - эта организация объединяла людей, сидевших в царских тюрьмах, бывавших в ссылках.
В 1936 году клуб достроили, но Общество политкаторжан было к тому моменту расформировано. Его члены уже сидели в других лагерях - сталинских. Здание быстренько переоборудовали под кинотеатр, который просуществовал до 1946 года. Потом это был Дом кино, далее здание занимал Государственный театр киноактёра, который там размещается и по сей день.
В финале фильма нам показывают Москву современную, то есть 1970-х годов. Предстают "Институт Гидропроект" на Соколе, площадь Маяковского с памятником поэту, гостиница "Пекин", памятник Пушкину и киноконцертный зал "Россия". И конечно, проспект Калинина (с 1994 года - улица Новый Арбат) - как же новая Москва без главной магистрали, открытой буквально несколько лет назад!