Найти в Дзене
Василий Канашенок

Конгениально!

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8

Один из т.н. нетленных романов - "Двенадцать стульев" - "разменял" последний десяток (два года назад ему исполнилось 90 лет). 

Его последняя часть была опубликована в июльском, 7-м номере советского ежемесячного художественно-литературного, общественного и научно-популярного иллюстрированного журнала "Тридцать дней", выходящем в Москве с 1925 по июнь 1941 гг. (Первые главы были напечатаны в 1-м, январском номере.)

Коротко вспомним, что идея романа была придумана писателем Валентином Катаевым, который поручил "творческое оформление" своему брату Евгению (литературный псевдоним Петров) и его приятелю Илье Файнзильбергу (псевдоним Ильф). Оба были сотрудниками газеты "Гудок", и "Двенадцать стульев" стали их первой совместной работой.

В 1949-1956 годах "Двенадцать стульев" (наряду с написанным позже "Золотым телёнком") были запрещены - после появления проекта постановления секретариата ЦК ВКП(б) "О грубой политической ошибке издательства "Советский писатель" от 14 декабря 1948 года". А начало было положено докладной запиской первого замначальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Дмитрия Шепилова (будущий академик, министр иностранных дел и член "антипартийной группы" с самой длинной фамилией - Примкнувшийкнимшепилов).

Сейчас же речь пойдёт о самой известной (и, на мой взгляд, самой лучшей) экранизации этого романа: 49 лет назад - 21 июня 1971 года - в прокат вышла картина "12 стульев", снятая на к/с "Мосфильм" Леонидом Гайдаем. Фильм стал лидером (39,3 млн зрителей) по итогам того прокатного года и полюбился народу на многие десятилетия.

Москва в картине "12 стульев" представлена замечательно. Правда, Гайдаю для создания антуража города 1920-х пришлось выбирать несколько другие адреса, нежели те, что фигурируют у писателей. Но попавшие в кадр уголки столицы очень хорошо компонуются с сюжетом романа, написанного в конце 1927 года.  

В поисках сокровищ Остап Бендер (Арчил Гомиашвили) и Киса Воробьянинов (Сергей Филиппов) приезжают в Москву. Нам показывают Комсомольскую площадь (тогда - Каланчёвская). Время - 11:00, но не это мы видим на часах Казанского вокзала - проект знаменитого архитектора Алексея Щусева. Далее - часы на башенке Октябрьского (с 1937 года - Ленинградского) и Северного (с 1955 года опять Ярославского) вокзалов. 

Герои решают поехать в общежитие - у Бендера там якобы друзья. В романе оно находится в Сивцевом Вражке. Но в обозначенном месте наряду со старой застройкой уже была более поздняя советская. Поэтому в кино нас привозят в соседний переулочек - Староконюшенный, его начальная часть сохранила облик нужной Москвы. 

Под видом общежития имени монаха Бертольда Шварца показывают интересную усадебку, по­строенную практически сразу после пожара 1812 года (Староконюшенный переулок, дом 2). Нарядные украшения, правда, здание получило уже в самом конце XIX века. В начале XXI-го в этом здании располагалось казино под названием "Нью Васюки". А сейчас оно принадлежит Московскому союзу художников. 

Поселившись в общежитии, Остап и Киса решают первым делом ехать в Музей мебели, куда перевезены стулья из Старгорода. Тогда он располагался в Александринском дворце в Нескучном саду. Понятно, что снимать в помещениях Президиума АН СССР было трудно, если вообще возможно. И Гайдай нашёл замечательный маленький особнячок (Ксении Капцовой) на улице Обуха (бывшая Ильинская, до 1935 и после 1992 года - Воронцово Поле) - дом 12. В момент съёмок на улице сохранилась мощёная мостовая, что помогает создать антураж ­1920-х годов.

Однако стулья после аукциона расползаются по Москве, как тараканы. Одно "полукресло" отправляется к поэту Никифору Ляпису-Трубецкому (Роман Филиппов), живущему в романе на Садовой-Самотёчной. А в фильме нам показывают известное здание в районе Арбата между Большой Молчановкой и Большим Ржевским переулком (Малая Молчановка, дом 8)

Это так называемый дом со львами, бывший "доходный дом Гордон". Главным украшением здания, построенного в 1914 году, служат каменные цари зверей, сидящие у входа. Сегодня у них в лапах щиты с геральдическими символами. 

В фильме же мы видим львов с удивлённо приподнятой лапкой. Когда началась война, жильцы опасались за сохранность символов своего дома и решили перенести каменных зверей в бомбоубежище. Снять их со своих постаментов, не отколов символы, не представлялось возможным. Вернулись на свои места львы в 1947 году и до 2004-го стояли с поднятой лапой. А во время последнего капремонта монументам вернули щиты с геральдикой. 

Ещё два стула оказываются у Эллочки-людоедки (Наталья Воробьёва), которая проживала в Варсонофьевском переулке. Но в кадрах - известный дом с кариатидами на Сретенской горе (Печатников переулок, дом 7). Особняк по­строен ещё в начале XIX века для жены купца Золотарёва. Но все замечательные элементы, благодаря которым здание известно, - статуи, маски, красивые лепные рамы - появились гораздо позже, когда этот дом купил разбогатевший крестьянин Сысоев, приехавший из деревни Сафроново Подольского уезда. Именно его работы фасад и украсили. 

(Кстати, Сысоев был великолепным скульптором, его приглашали лепить украшения для Филипповской булочной на Тверской, для "Метрополя"...) 

Когда Бендер снаряжает беспризорников на поиски стульев, нам показывают Большой Ватин переулок - небольшая улочка рядом со "сталинской высоткой" на Котельнической набережной. В кадре отлично виден Храм великомученика Никиты (улица Гончарная, дом 6). Большой Ватин на момент съёмок тоже мощён булыжником - в 1970-е в Москве ещё можно было отыскать такие улицы. 

Дальше Бендер попадает под лошадь. В романе происходит сие на площади Свердлова (бывшая Петровская, до 1919 и с 1990 года снова Театральная). А в фильме - на пересечении улицы Воронцово Поле и Подсосенского переулка. Опять-таки булыжная мостовая, а художники-декораторы смонтировали там агитустановки ­а-ля Маяковский и Родченко. Видны вывеска магазина "Моссельпром", рекламные баннеры, сооружён ларёк, торгующий папиросами. 

Чтобы забрать последний, двенадцатый стул, Киса Воробьянинов идёт в Клуб железнодорожников на Комсомольской площади, построенный как раз в 1927 году по проекту Щусева.

А в фильме снова замена - видим входную группу Дворца каторги и ссылки, который строился уже в 1930-е братьями Весниными на улице Воровского (до 1923 и с 1993 года - Поварская), дом 33, строение 1. Создавалось это здание как клуб Общества политкаторжан - эта организация объединяла людей, сидевших в царских тюрьмах, бывавших в ссылках. 

В 1936 году клуб достроили, но Общество политкаторжан было к тому моменту расформировано. Его члены уже сидели в других лагерях - сталинских. Здание быстренько переоборудовали под кинотеатр, который просуществовал до 1946 года. Потом это был Дом кино, далее здание занимал Государственный театр киноактёра, который там размещается и по сей день. 

В финале фильма нам показывают Москву современную, то есть 1970-х годов. Предстают "Институт Гидропроект" на Соколе, площадь Маяковского с памятником поэту, гостиница "Пекин", памятник Пушкину и киноконцертный зал "Россия". И конечно, проспект Калинина (с 1994 года - улица Новый Арбат) - как же новая Москва без главной магистрали, открытой буквально несколько лет назад!