Помните был такой человек Анатолий Васильевич Луначарский? Он ещё был революционером, академиком РАН и первым наркомом просвещения РСФСР?
Если да и хорошо, то у вас, явно советское образование, ибо сейчас не каждый молодой человек ответит на эти вопросы.
А так как вы его помните, то пересказывать его биографию смысла нет и сразу перейдём к истории о том, как он переработал страшную повесть Проспера Мериме "Локис", и что из этого вышло.
Думаю, что и великий Проспер Мериме в представлении не нуждается. Личностью он был неординарной и талантливой, что отразилось на разнообразии и великолепии сюжетов его произведений.
Анатолий Васильевич Луначарский известен, как писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед и просто революционер.
Он публиковал свои произведения и статьи не только под настоящим именем, но и под псевдонимами (ок. десятка).
Его художественными произведениями были в основном драмы, рассказы и комедии по типу пьес эмпириокритических взглядов. Немудрено, что сегодня о них практически никто не вспоминает.
НО!
Среди них выделяется одна. "Медвежья свадьба" - мелодрама в 9 карт. 1922 г. Так она обозначена при издании. Пьеса является переработанным вариантом для постановки в театре новеллы П. Мериме, которую Луначарский разбил на диалоги, убрав "лишние" для сцены детали. Естественно, сюжет частично изменён.
В 1869 г. за год до своей смерти великий Проспер Мериме опубликовал страшную повесть "Локис".
Мистический сюжет основан на тайне рождения графа Михаила Шемета, который по слухам был зачат от медведя, надругавшегося над его матерью. Будучи в душе зверем, граф убивает в первую брачную ночь свою молодую жену и бесследно исчезает.
В пьесе Луначарского концовка иная. Юлька, возлюбленная Шемета верит в силу чувств и любовь. Она соблазняет (!) молодого графа, который, зная, что превращается в медведя, сперва противится отношениям. Но свадьба состоялась. Народ (куда ж без него?!) не дремлет! Люди недовольны свадьбой и решают убить графа-оборотня. Жених убивает (загрызает) таки невесту, а народ поджигает дворец. Во время "взятия дворца" восставшим народом сестра Юльки Мария стреляет в ненавистного зятя-убийцу. Граф погибает. Занавес.
Любопытненько? А теперь вспомним, что прабабушкой Проспера Мериме была Жанна-Мари Лепренс де Бомон , подарившая детишкам всего мира сказку "Красавица и чудовище". ("КРАСАВИЦА И ЗВЕРЬ". История подмены.- Если честно, то она тоже не совсем полноправный автор...)
Как видим, внучек вывернул сказку наизнанку, превратив её в мистический ужастик. А Луначарский "расширил, углубил" и донёс до отечественных масс.
А так как у читателей фантазия богатая, а у деятелей культуры и того краше, то не обошлось без любопытных экранизаций:
1) 1970 г. "Локис" польский фильм ужасов
2) 2010 г. "Масакра" белорусский фильм, соединивший в себе новеллу Мериме и белорусский фольклор. Итог "бульбо-хоррор"
3) 1975 г. Очень вольная трактовка, французская эротическая комедия ужасов "Зверь". Валериан Боровчик очень вольно (фривольно) использовал сюжет новеллы Мериме.
И наконец:
4) 1925 г. фильм «Медвежья свадьба». Мистическая драма по пьесе Луначарского. Из всех кинофильмов она самая первая и неординарная.
Луначарский добавил пьесе Мериме не только драматизма, но и ввёл новое действующее лицо - крестьянский народ (эпизодическое, но важное). И идею:
Порочную наследственность не исцелить любовью!
Фильм чёрно-белый, немой. Считается первым советским фильмом ужасов! Он доступен к просмотру на Ютубе.
Весьма занимательный фильм. Смотрится легко, текст сменяется визуальным рядом, поэтому всё понятно и без звука речи (музыка присутствует). При этом он интересен! Сюжет динамичный даже для избалованного современного зрителя.
Картина была в международном кинопрокате в 25 странах мира! И имела успех.
В 1929 г. в СССР её признали идеологически неприемлемой и изъяли из проката.
Кстати, дворец, который снят в фильме, полностью соответствует описанному в оригинальной новелле "Локис". Это ныне сохранившаяся усадьба в Покровском-Стрешневе (потрясающее место! Жаль, что пострадало от времени и "умелого" руководства...).
Зачем понадобилось Луначарскому писать столь не подходящую его положению пьесу?
Говорят, что гибель героев - это символ того, что даже любовь не способна спасти и переродить порочное дворянство.
Но можно выдвинуть и другую гипотезу. К этому времени Анатолий Васильевич был уже вторично женат. Молодой женой была актриса Наталья Розенель, которая блистала на сцене и в его пьесах. Возможно это был "подарок" для неё.
Тем более, что она снялась и в фильме "Медвежья свадьба" в роли Марии Ивинской - сестры главной героини Юльки (исп. Вера Малиновская).
Не поленитесь найти страшную повесть "Локис" или пьесу "Медвежья свадьба" и прочитать их. Удовольствие гарантировано.
Или посмотрите фильм "Медвежья свадьба" 1925 г. - первый советский фильм ужасов с лёгким эротическим подтекстом (критики и современники углядели).
А ещё познакомьтесь с другой публикацией нашего канала, где история о том, как Проспер Мериме (и не только он) маскировался под таинственную красотку, чем немало позабавил своих современников:
"А девкой был бы краше!"
Спасибо, что дочитали до конца! И до встречи на канале!
Если было интересно, не забудьте про "лайк". Это очень важно!