Найти тему
Культурология для всех

Загробный мир в мифологии древних римлян

Добрый день! Эта публикация о древнеримских похоронах, о загробном мире и разных духах: зловредных лемурах и добрых манах, а еще о том, как изгнать злого духа поселившегося в доме. О главных богах древнего Рима можно прочитать здесь.

Римский погребальный обряд – это кремация. Умершего омывали, натирали благовониями, заворачивали в красное полотно и возлагали на костер, сложенный из целых стволов деревьев. Прах собирали в урну, которую зарывали в землю, и насыпали высокий курган.

Обязательность выполнения погребального обряда обусловливалась как минимум двумя причинами. Во-первых, мертвое тело оскверняет всё, что его окружает, а, значит, предав его земле, люди очищаются. Во-вторых, римляне, как и греки, считали, что непогребенный человек не может упокоиться в загробном царстве. Перевозчик Харон, заимствованный из греческой мифологии, не сажает его в лодку.

Но в отличии от представлений греков, умершему придется прождать конечный срок - 100 лет. И тогда он в любом случае переправится на желанный берег.

Во время ожидания душа может вернуться и навредить людям, такие души назывались ларвы или лемуры. Эта роль отводилась не только тем, кто не был предан земле, но и злодеям, и безвинно преступно убитым, и просто безродным покойникам. Они злились от голода, ведь никто не приносил им жертвы. Для того чтобы смягчить их гнев, устраивались лемурии 9, 11 и 13 мая. Изначально праздник назывался Ремурии в память о том, как дух убитого Рема явился, воспитавшим их с братом, пастуху и его жене. В эти дни закрывались храмы и не совершались браки.

Лемура, поселившегося в доме, можно было изгнать с помощью следующего обряда: глава семьи вставал ночью, трижды омыв руки, брал в рот черные бобы и, не оборачиваясь, бросал их через плечо, девять раз повторяя, что этим он искупает себя и своих близких. Затем, ударяя в медный таз, девять раз, просил духа удалиться из дома. Возможно, именно от этого обычая происходит фраза “остаться на бобах”. Зловредным духам демонстрировали, что в доме уже ничего не осталось, только бобы, и им здесь больше делать нечего.

-2

В отличии от лемуров, другие духи – маны считались у римлян добрыми богами. Тем не менее, они связывались с подземной богиней Манией, которая насылала безумие на людей, нарушивших закон или обычай. В раннюю эпоху маны считались богами загробного мира, в более поздний период – это обожествленные души предков. В дни поминовения, манам на могилы приносились жертвы и цветы, ведь римляне верили, что в это время за трапезой собиралась вся родня, в том числе, и умершие род­ственники.

К концу эпохи республики маны стали счи­таться хранителями гробниц. В связи с этим появляется новый обычай: в начале эпитафий стали обращаться к манам, прося даровать покойному за­гробное блаженство за добродетель­ную жизнь. Римляне надеялись, "…что помнят о …погребенных маны за гробом" [Вергилий]. Сами гробницы сооружались у дорог, на них писались обращения от имени умершего с просьбой помянуть его добрым словом и одарить жертвой.

-3

Маны обитали в царстве Орка – грозного бога смерти, хозяина загробного мира. Так же, как и в древнегреческой мифологии, название подземного царства и имя его властелина одинаковы. Кстати, и прозвища у греческого и римского подземных властителей тоже были одинаковые - Плутон, т.к. оба отвечали за подземные богатства. Входили маны в царство Орка через круглую яму, в которую убирались на зиму зерновые запасы – Мундус. Она открывалась только дважды в год: 21 августа и 15 декабря.

В следующей публикации я расскажу еще об одних духах римской мифологии - ларах, которые стали прототипом христианских представлений о том, что на плечах каждого человека сидят ангел и демон.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Полный обзор о верованиях и традициях древнего Рима Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале: