Защищая Джейкоба
"Defending Jacob".
Сериал 2020 года по роману "Защищая Джейкоба" Уильяма Лэндея.
В главных ролях - Крис Эванс, Мишель Докери и Джейден Мартелл.
Режиссёр Мортен Тильдум.
Продолжительность 8 серий по 50 минут.
Все мы знаем Криса Эванса и Мишель Докери - это старшая сестра в страдальческом псевдо костюмированном "Аббатстве Даунтон" - как я устала смотреть первые два сезона, потом бросила.
Капитан Америка и Мэри Кроули - куда уж лучше-то?
Джейден Мартелл видела только в "Защищая Джейкоба" - отлично играет полного отморозка.
* Если подумать, то у Капитана Америки и Мэри Кроули мог бы быть только такой сын.
Сюжет прост - поздней осенью найден убитым в парке четырнадцатилетний мальчик, в какой-то момент начинают подозревать другого четырнадцатилетнего мальчика.
По моим меркам фильм не очень похож на "детектив" - расследованию уделяется крайне мало внимания, практически нет.
То есть, формально все ходят с озабоченными лицами и повторяют слова: "улика", "кровь", "отпечатки пальцев" - и это на какое-то время создаёт иллюзию расследования.
Но это не так.
Это психологическая драма, в которой крайне органично выглядит Мишель Докери.
И которую очень украшает Крис Эванс, который умеет вслушиваться в чувства своего персонажа прежде, чем отобразить их на лице на главную камеру.
А так же аплодисменты всем, кто работал с освещением, колоритом и атмосферой.
Когда я увидела дом, в котором живёт, ну невозможно просто образцово счастливая семья, я поставила на паузу "не веря своему счастью".
Абсолютно жуткое место, в котором "захотеть убивать" можно не в четырнадцать лет, а сразу в начальной школе.
Серые стены, мебель выбранная дизайнером, который судя по всему, сбежал с середины проекта, какие-то жутковатые абстракции на стене.
Очень мало личных вещей даже в комнате подростка.
В процессе мать мальчика скажет, что изучала искусство и любит импрессионистов, но, чтобы вспомнить это - ей понадобится увидеть репродукцию картины в коридоре клиники.
Ничего подобного в её доме или в кабинете на работе нет.
Множество таких точных деталей о том, что люди уже плохо помнят - зачем им всё это - семья, профессия, работа, карьера, успех, "интеграция в социум".
Потом эта атмосфера обезличенности и в сущности всех ко всем равнодушия будет только медленно разворачиваться, как спираль.
Хотя, возможно, кому-то подобный эмоциональный фон покажется нормой.
Когда начинают подозревать мальчика, никто не спрашивает напрямую - он убил или нет.
Его не проверяют на детекторе лжи, не нанимают независимого детектива для расследования.
Установки две, первая ожидаемая: "Наш сын не мог совершить убийство."
Вторая интереснее: "Дорогая, я не всё тебе рассказал о своей семье."
И понеслось.
В штате, в котором происходят события, подростка четырнадцати лет за такого рода преступления судят как взрослого.
Поэтому родители, адвокат и психолог выстраивают две линии потенциальной защиты.
Одна - доказать невиновность по некой адвокатской классике - убедить присяжных, что доказательств недостаточно, а такой-хороший-мальчик... и так далее.
Доказательств, к слову, практически и нет.
Но на адекватную логику в этом царстве формальностей, серого и впитавшейся эмоциональной лжи в какой-то момент становится странно рассчитывать.
Вторая линия обороны - "на крайний случай, если что-то пойдёт совсем плохо, доказать генетическую предрасположенность к жестокости и настаивать на смягчении приговора на этом основании".
На этот самый крайний случай подростка ведут к "психиатору-микробиологу" прогоняют на центрифу... МРТ, показывают тесты, где от одного чередования трупов и щеночков можно психом стать на ранней стадии, задают вопросы, за которые через неделю правомерно захотеть "убить психолога".
Берут генетический материал.
И ... выясняют высокий уровень айкью и низкий эмпатии.
В частности к убитому мальчику и вообще.
Тут я ставлю на паузу и вслушиваюсь в эхо слов психолога.
К убитому мальчику у всей школы "низкая эмпатия".
Его бы вся школа хотела убить, но остальные ученики в то утро шли другими дорогами или их подвозили родители.
Подозреваемый мальчишка много раз говорил отцу, как ему не нравится притворство всех вокруг.
Постоянное.
И на поминках тоже.
Это крошечные мгновения искренности хоть у кого-то в том шоу пригламуренных уродов, которое являет из себя киношный верхний сегмент среднего класса сша.
Это очень тонкие мгновения понимания между отцом и сыном, когда сын может рассказать отцу спорный анекдот и высказать своё недовольство устройством мира и социума вокруг.
При матери он себе этого позволить не может.
То есть...
Это нормально, что по отношению к этому-всему и в частности к регулярно оскорблявшему его покойнику он не эмпат.
Проблемы были бы, если бы он это всё "усиленно эмпатил".
Особенно с его уровнем развития интеллекта.
Если это-всё воспринимать с полноценным, живым эмоциональным включением с его уровнем айкью - то был бы совсем не один труп, и, скорее всего, даже не десять.
И я смотрю уже не как на вопрос - кто убийца.
А такое обощённое - что это вообще у них там происходит? - а, америка.
Театр "благополучия" на живых детях и немножечко на костях.
Кто все эти люди, почему они так озадачены одним убитым мальчиком и одним подозреваемым мальчиком, если заметно, что "их бог уже год на этот корабль собирает".
К вопросу о работе с эмоциями, хотя, кому-то это может показаться и странным.
Сериал не снижает планку все восемь серий.
Я отчасти такого рода сериалы смотрю за трудно переводимую на русский язык эмоцию "можно ненавидеть вообще всех".
Хотя не знаю, есть ли в каком-либо языке такая эмоция как "социально приемлемая".
О, да.
Сочувствие и эмпатия к персонажам возникают крайне эпизодически, а вот восхищение кастингом, игрой актёров и эмоциональной точностью моментов шло у меня постоянно.
Ещё можно провести параллель с сериалом "A Mother's Son" - в русском прокате "Мамин сын" Великобритания 2012 года.
"A Mother's Son" нравится мне всё больше по истечении времени с его просмотра и тоже - за кастинг, игру актёров, атмосферу, цветовую гамму и точность эмоций.
С похожей проблемой - труп, подросток, родители, неизвестность.
Всего две серии, к слову, и очень красивые английские пейзажи городка у моря в несезон.
*
Основная польза сериала для меня лично - что "не всё, что шевелится, стоит эмпатить".
Очень ровное понимание - насколько может быть не просто "нормальным" - а единственно здоровым "иметь низкую эмпатию" по отношению к кому-либо.
Единственно здоровым.
Потому что, если некоторых людей хорошо почувствовать, то "убийство это выход".
Не надо до такого доводить.
Не надо эманировать на приём всего подряд.