Найти в Дзене

Транспорт на заре человечества [в Харбине]

Оглавление

Мы увлекаемся сейчас быстролетными аэропланами, быстроходными автомобилями, быстродвижущимися поездами. И эти успехи уже перестают удовлетворять нас. В своем стремлении к дальнейшему усовершенствованию и улучшен. средств сообщения неустанно создаются одна конструкция за другой.

Как, однако, развивались, как изменялись средства транспорта, какими путями шел доисторический человек в своем стремлении решить эту жизненную задачу? Над этим вопросом мы всего меньше задумываемся.

Между тем, достаточно проникнуть в глубь древнейших времен, отделенных от нас десятка двух тысяч лет, чтобы увидеть, какие колоссальные труды, какую невероятную энергию человеку пришлось затратить, чтобы постепенно, внося одно мельчайшее изменение за другим, довести средства транспорта до современного их состояния.

Очень часто бывает, что изобретение, на которое затрачено десятки лет, уже давным давно осуществлено и насчитывает за собою сотни и тысячи лет и только благодаря недостаточной осведомленности оно оставалось в неизвестности.

Верстомер изобретен 1800 лет тому назад.

Вот, например, два француза — Мелей и Вердье, после 8 лет работы сконструировали в 1866 году таксометр (верстомер) (прибор для измерения пройденного экипажем растояния). Спустя два дня после опубликования этого изобретения выяснилось, что подобный таксометр уже был разработан жителем Венеции Витрувом в 1521 г.

Не прошло, однако, много времени, как удалось установить, что таксометр является предметом изобретения Герона Александрийского, жившего 150— 200 лет после Р. X., т. е. около 1800 лет тому назад.

Таксометр Герона в принципе вполне совпадает с современными таксометрами.

Установленный на оси колеса ведущий шкив (внизу справа), при вращении колеса, захватывает кулачковую шестерню и приводит ее в движение. Вращение передается помощью бесконечных винтов и зубчаток до стрелки, показанной сверху.

Чем больше зубчатых колес, тем стрелка при своем движении по окружности указывает на большее пройденное расстояние.

Здесь мы имеем вполне законченную конструкцию, предполагающую большой технический опыт и знание ремесл.

Доисторическ. времена.

Но не так обстояло дело в доисторические времена, когда люди жили еще ордами и племенами и когда ни о каком государственном строительстве не было и речи. Если проникнуть в тайны этих веков, то можно говорить о некоторых зачатках транспортных средств, но и это еще не есть начало транспорта, так как и этому времени предшествовало другое время с еще более упрощенными формами жизни, когда едва ли могла итти речь не только о транспорте, но и вообще о каких бы то ни было вспомогательных средствах.

Ясно, что первоначальные повозки, как бы они ни были несовершенны, должны были иметь предшественников. К сожалению первобытных доисторических зачатков транспор. нельзя найти. Материалом для этих транспортных средств могло служить дерево, а оно в самых редких случаях в состоянии пережить смену тысячелетий. Понятно, что для наших знаний отсутствие необходимых сведений должно было служить серьезным ущербом, если бы только не было возможности воспользоваться иными источниками.

Египетские салазки.

В одном доисторическом египетском храме была найдена каменная вещь, напоминающая собою нечто в роде транспортного средства. Это были, так называемые, салазки, являющиеся прототипом современных саней.

Изготовление подобных салазок должно предполагать значительное развитие ремесла и искусства и необходимые для этого инструменты должны иметь совершенный характер.

Но что предшествовало этим салазкам ?

Ясно, что их предшественниками должны были быть более простые конструкции, представляющие в основе не что иное, как крепкую раздвоенную ветвь с укрепленными на ней поперечинами для укладки груза. Необходимость перевозить грузы привела к мысли об экономии, столь расточительно расходовавшейся человеческой силы. Человек того времени не был уж столь беспомощным и нетребовательным, как его предки. Он должен был обрабатывать землю и отвозить домой продукты своих полей.

Для постройки жилища, для валки деревьев, он должен был иметь инструменты. Невооруженных рук уже не хватало для работы. Когда он катил перед собою деревья, или когда он тащил за собою деревья, он вынужден был чрезмерно затрачивать свои силы. Невольно он задумывался над облегчением этой работы. Наблюдения и опыт показали ему на вполне определенный путь. Вот тогда и возникли салазки.

Упряжка.

После этого путь оказался свободным. Первое время салазки тащил сам человек, а затем в них начали впрягать животных; в результате вместо человеческой силы начала применяться животная сила. Впоследствии катящийся ствол дерева и салазки были соединены вместе и отсюда произошли колесные повозки. Колесам предшествовали катки, от которых с течением времени получились дисковые колеса, последние, в свою очередь, были дальше усовершенствованы путем их укрепления.

Колесные повозки.

Постепенно, путем соединения двух 2-х колесных повозок, получились 4-х колесные повозки. Первые двухколесные повозки предназначались только для перевозки грузов; и затем постепенно они видоизменились в боевые повозки и соответственно специальным целям начали превращаться в пассажирские повозки.

Существует еще другое предположение, что предшественником колеса послужил круглый просверленный диск прядильного веретена.

Несопротивляемость дерева противодействовать разрушающему влиянию времени не позволяют притти к вполне определенному заключению относительно развития транспорта. Но с того времени, как человек начал применять колеса и пользоваться тележками или повозками до нас уже доходят ясные свидетельства минувших времен.

При раскопках свайных построек найдены цельные колеса, так же как и другие составные части простейших повозок. Точно также открытые памятники в Ассирии и в Египте позволяют найти те или иные следы колесных повозок.

Возникает лишь вопрос: шло ли развитие повозок в разных странах самостоятельно или одна страна влияла на другую.

Изображение на скалах. открытое в Швеции, и относящееся к каменному веку, показывает, что уже там за 1750 лет до Р. X., т. е за 3700 лет до настоящего времени, были в употреблении двухколесные боевые повозки. В Дании также найдены прекрасно сохранившиеся древнейшие части четырехколесных повозок, относящиеся к до-римскому железному веку и охватывающие последние 300 лет до Р. X. Тележки древнейших конструкций можно найти в Ассирии, Греции, Египте и Италии, а также впоследствии у всех других культурных народов.

Колеса со спицами.

Древние египтяне, которые в очень давние времена представляли собою высоко развитый в культурном отношении народ, пользовались уже за 4000 лет до Р. X. великолепно разукрашенными двух и четырех колесными повозками. Их повозки представляли собой настолько законченный продукт металлического производства, что например, спицы и ступицы в наших современных повозках поразительно совпадают с ними. Если принять во внимание, что первые оси изготовлялись из 4-хугольного дерева и только в опорных местах усиливались железом, если затем сравнить позднейшие древне-греческие повозки с железными осями, то можно уже вполне определенно говорить о быстром прогрессе. Египтянам приписывается изобретение с’емных колесных ободов.

«Колесо Нинивея».

Одно из таких колес, известное под названием «Колесо Нинивея», было найдено доктором Абботом в могиле вблизи Дассура в Египте. Нинивейское колесо, при ближайшем ознакомлении с ним, должно быть признано непосредственным предшественником всех колес с ободьями. Время его изготовления не может быть точно установлено, но доктор Аббот полагает, что давность его не менее 4-х тысяч лет, так как все данные говорят за то, что его колесо было погребено вместе с мумией 2000 лет до Р. X.

Колесо снабжено вторым деревянным ободом. Этот обод в 6 местах с помощью скоб соединен с телом колеса и, кроме того захвачен тавровой деревянной скобой, связывающей его с каждой спицей. Таким образом. это колесо обладает всеми преимуществами колес со с’емными колесными ободьями.

По всей вероятности, оно было изготовлено весьма искусным мастером.

Транспорт у римлян.

Истинными новаторами в деле транспорта оказались римляне — народ завоевателей. Это обстоятельство и повлияло на развитие их техники. Римляне уже во время пунических войн построили целую сеть хороших мощеных дорог и эти искусственные дороги частью сохранились до настоящего времени.

У римлян можно найти и закрытые и открытые 2-х и 4-х колесные казенные повозки, кроме того, повозки для перевозки грузов и для хозяйственных целей. Их пассажирские повозки были закрыты с трех сторон и римский историк Светоний упоминает о наемных повозках в Риме 130 лет после Р. X., те 1800 лет тому назад. В о особенности известны древне-римские почтовые повозки, так называемые «реда», относящиеся к тому же времени.

С падением Римской Империи все завоевания римлян большей частью были уничтожены; точно также отошли назад и их достижения в области транспорта, вместо дальнейшего развития, мы видим не только остановку того развития, но даже и упадок.

Дорожное строительство в большинстве стран почти прекратилось. Движение ограничилось самыми необходимыми перевозками грузов.

Следом затем — шаг за шагом — толкаемый экономической необходимостью, человек сызнова восстановил утраченные было транспортные достижения римлян и стал упорно развивать их дальше.

Таким путем из «реды» возник экипаж, затем паровоз, наконец автомобиль, автобус и все многообразие стремительно несущихся по воде, воздуху, земле и под землей транспортных средств, которыми мы обладаем теперь и дальнейшее усовершенствование которых ни на один день не приостанавливается.

[«Новости жизни», г. Харбин, Воскресенье, 29 июня 1924 г. № 142, стр. 6]

НОВОСТИ ЖИЗНИ (Харбин). 1924 - 1926; Суббота, 2 февраля 1924 г., № 24, стр.2 На берегах Невы. (Петроградские письма), История болезни Ленина стр. 4 Анекдотическая претензия автобусника, Девяностолетний «подкидыш», Гастроли Малого Театра Воскресенье, 29 июня 1924 г. № 142, стр.2 Котелки стр. 4 Горькая доля калеки, «Жив курилка», «СЫНОК», Я. М. Каршенбойм на волосок от смерти, Стадион стр. 6 Транспорт на заре человечества

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира