Здравствуйте читатели! Прошел Парад Победы, но о Великой Отечественной войне мы не забываем, ведь в точно такой же летний день она неожиданно началась.
Российское кино тоже не оставляет эту тему. Не всегда удачно, но каждое поколение пытается ее понять, переосмыслить и отразить на экране. Сейчас это труднее, чем в те времена, когда войну помнили. Есть, на мой взгляд, и хорошие попытки, и стоящие просмотра картины. Предлагаю посмотреть те, что мне понравились.
"72 часа" (2015 г)
1956 г. Бывший командир партизанского отряда Каленов ищет предателя Дмитрия Пронина. Ему не дает покоя память о погибших членах подпольной юношеской организации, которую он организовал в оккупированном Ставрове. Она была уничтожена начальником полицейского управления, однокашником подпольщиков.
Наконец, в буфете на Павелецком вокзале Каленов узнает врага, но доказать, что это военный преступник не так просто - редкие оставшиеся свидетели боятся ошибиться и обвинить невиновного. Задержание по подозрению продлится 72 часа.
Женщина-майор, ведущая следствие очень спокойна, собранна, скрупулезна. Она изучает все детали дела, погружаясь в события прошлого. Как и почему Митя-Митенька Пронин стал пособником нацистов, извергом, от которого отреклась мать?
Картина рассматривает непростые отношения представителей Советской власти и верующих, раскулаченных. Показывает советскую молодежь - первое поколение, родившееся и воспитанное в СССР, готовое без сомнений рисковать жизнью ради защиты Родины. Для них нет другого выбора: только победить, или умереть.
Атмосфера времени, на мой взгляд, передана хорошо. Игра Ирины Розановой (следователь Коваль), Анатолия Гущина (Быков/Пронин), Алексея Шевченкова (Каленов) убедительна.
Молодой актер Митя Лабуш (Пронин в молодости) поражает погружением в роль. Остальные играют местами неровно, но ближе к финалу, вообще, забываешь, что это кино.
В основу сюжета положены реальные события, происходившие в 1941 г. в г. Людиново, Белоруссия. Имена участников, погибших и выживших, изменены.
"Три дня до весны" (2017 г)
Февраль 1942 г. Блокадный Ленинград - арена противостояния двух разведок: немецкой диверсионной группы, которой поручено применить бактериологическое оружие, и органов НКВД. Самолетом сюда прибывает старший лейтенант Андреев, специалист по химии.
Руководство сообщает ему, что от пленного офицера получена информация о грузе с запрещенным оружием, предположительно, газовым, а оперативники столкнулись с немецкими диверсантами, один их которых скрылся, а остальных не удалось взять живыми. Вероятно, эти факты взаимосвязаны: нужно ждать масштабной операции противника.
Среди трупов, свезенных на сожжение к кирпичному заводу, обнаруживается один, зараженный чумой. Найти источник заразы необходимо за три дня, пока не наступила оттепель, иначе эпидемию уже нельзя будет остановить.
Фильм старательно воссоздает быт блокадного города: очереди за хлебом, доставку воды из прорубей на Неве, трупы на улицах, которые не успевают убирать, борьбу с мародерством.
Конечно, это не совсем достоверное изображение, а только набросок к нему, но реальные картины затмили бы любой сюжет. Музыка подчеркивает трагическую атмосферу, на фоне которой разворачивается динамичное, напряженное действие.
"Дорога на Берлин" (2015 г)
Лейтенант связи Огарков юноша хороший, но городской и неопытный. Получив пакет для доставки в дивизию, он потерялся в незнакомой местности и попал в обстановку прорыва обороны танками противника.
Приказ о передислокации не был доставлен и связь с дивизией потеряна, скорее всего, она уничтожена. За невыполнение приказа Огарков приговорен к расстрелу.
В отличие от несчастного лейтенанта, его конвоир, казах Джурабаев соблюдает все формальности без сомнений. Локацию, где сидит на гауптвахте бывший лейтенант, охраняемый старательным конвоиром, занимают немцы и Джурабаев принимает решение конвоировать осужденного к своим.
Двое идут по степи, их ожидает немало боевых эпизодов, которые приведут к дружбе, но присяга и воинский долг - превыше всего.
Фильм поставлен по повести М. Казакевича "Двое в степи" и военным дневникам К.Симонова. Картинка выглядит очень естественно и достоверно. Сюжет включает много суровых жизненных реалий и напоминает о долге, ответственности, сознательности и дисциплине, как основе существования армии.
А в Берлин Огарков все же попадет, путь советского солдата с первого дня войны - дорога на Берлин, только, иногда, очень непрямая.
Надеюсь, посмотрев эти работы, вы убедитесь, что российское кино может создавать достойные военные фильмы.
Если вам понравилась статья, рекомендую предыдущую: "Можем снять хороший военный фильм, если захотим": сериал "Три дня лейтенанта Кравцова".
Для любящих военное кино с морской тематикой предлагаю подборку "О тех, кто в море": 3 советских фильма о моряках Великой Отечественной войны".
Может быть Вы уже знакомы с ними? Каковы Ваши впечатления? Какие еще военные фильмы российского кино Вам запомнились?