Сентябрь 2018, набор учеников, родители приводят ко мне девочку 6 лет, уровень игры у Алисы (имя изменено) был между 3 и 2 разрядом, начинаем мы заниматься и замечаю одну закономерность, Алиса постоянно просит переходить, зевнула фигуру и сразу жалобно просит вернуть ход. Когда играет с другими учениками такая же ситуация. После разговора с ученицей, я узнала, что предыдущий тренер разрешал перехаживать абсолютно любой ход. Начинаем работу, цель - донести до Алисы, что перехаживать в шахматах строго запрещено, что это мешает нашему прогрессу и искажает смысл игры. Проходит несколько дней, играет Алиса тренировочную партию с Антоном шахматистом примерно такого же уровня, зевает ферзя, начинает плакать и отказывается играть дальше, если Антон не даст ей спасти ферзя. Понимая, что дело плохо, начинаю продумывать план исцеления. Придумала я следующее: когда в позиции, соперник делает какой-либо ход с угрозой взятия/мат или когда у Алисы есть очень хороший ход, я говорила кодовое слово. Изначально предлагалось выбрать любой город для кодового слова, но Алиса захотела «ананас». Конечно, подсказки от тренера не самая лучшая мотивация, однако слишком резко перестроить ребёнка в таком возврате было бы весьма рискованно.
Итак, когда в тренировочных партиях со мной или другими учениками «запахло жаренным» я говорила Алисе - «Спеет ананас», она собиралась с мыслями и начинала анализировать позицию, выявляя ту или иную угрозу. В дальнейшем мы избавились и от привычки перехаживать и от кодового слова. Однако на время «ананас» действительно стал для нас неплохой подушкой безопасности. После Алиса призналась мне, что иногда, когда соперник плетёт матовые сети, она говорит себе «ананас» и это помогает ей собраться с мыслями, включить супер «кнопочку», которая отвечает за внимательность и расчёт вариантов.
Елизавета Полежаева