Юрий Быков является одним из лучших режиссёров современности, с этим никто спорить не будет. Причём не только русского кинематографа, но и мирового. Пусть его фильмы и не собирают награды за рубежом, но спросом они точно пользуются. Особенно меня радует то, что Быкова действительно ценят у нас. Его картины ждут с нетерпением, а значит русское кино ещё живо. В сентябре 2018-го года Юрий показал своё очередное детище, фильм «Завод». Эта картина почти моментально создала резонанс в обществе. Что же в ней особенного?
Закрытие завода приводит к непредвиденным последствиям. Калугин, его владелец, оставляет без труда и оплаты 300 человек. Небольшая группа бывших рабочих под началом бывшего спецназовца решают отбить свои зарплаты у начальства. Разворачивается борьба за справедливость.
Визуальный ряд
Технически фильм неплох, но до балла не дотягивает. Да, тут имеется перестрелка в лучших традициях боевиков. Есть даже кровь, несмотря на принципы режиссёра. Но даже эти прелести перекрывает один нюанс - фильм всё-таки разговорный, а потому весь акцент идёт на раскрытие характеров персонажей. Плюс ко всему, меня не впечатлила драка, что развернулась между охраной и ментами. Как-то слабо она поставлена (и вообще считаю, что можно было обойтись без неё). Перестрелка выглядит неплохо, даже затягивает, к ней вопросов нет. Крови мало, но сам факт её появления говорит о намерениях режиссёра показать свою идею. К сожалению, этого критично мало для единички, поэтому 0 баллов.
Атмосфера
Все, кто смотрели данное кино, ручались за его атмосферность, и я не исключение. Фильму действительно есть, что показать.
Во-первых, это камерная картина, так как почти все действия происходят на заводе. Данный факт уже обеспечивает сосредоточенность авторов на атмосфере ленты.
Во-вторых, весь фильм снимался в реальной локации. В картине имеются монотонные кадры, где показывается работа станков и различной заводской техники. Данные моменты создают очень приземлённый и мирской настрой.
В-третьих, Быков показывает зрителю триллер, тёмно-синеватый, грустный, но оттого и затягивающий. Почти в каждом кадре лежит режиссёрский почерк. Могу смело заявить, что цветокоррекция пошла картине явно на пользу.
Как итог, «Завод» - блестящий пример отличного подхода к созданию атмосферы. Бросаю все свои деньги из кошелька и приговариваю "Хочу ещё!". +1 балл.
"Скоро, как собаки, за миску перловки херачить будем."
Музыкальное и звуковое сопровождение
Картина уже отхватила немного критики в сторону используемого саундтрека. Зарубежные блогеры заметили, что в «Заводе» почти все композиции копируют темы из фильма «Убийца» Дени Вильнёва. Послушав обе подборки, могу сказать следующее - саундтрек действительно напоминает боевик Вильнёва, но наглого "копипаста" здесь нет. И схожи лишь пару композиций. Но признаюсь, что общий фон создаёт ровным счётом тот же настрой.
Звук просто хороший. Каких-то жёстких промахов либо плохой записи мои уши не услышали (кино смотрелось два раза). Я смело ставлю +1 балл.
Актёрская игра
В картине есть три главных героя - Седой, Калугин и Туман. На их фоне все остальные несколько меркнут. Оно и правильно, ведь только эта троица создаёт и двигает сюжет вперёд в нужные моменты.
Денис Шведов, он же Седой. Денис не раз уже снимался в проектах у Юрия Быкова («Жить», «Майор»). Но здесь он заиграл совершенно иными красками. Шведов обладает уникальным и брутальным образом, так тут ему ещё и грим на глаз наложили, пытаясь создать образ не самого простого, даже в меру хитрого, персонажа. Денис одним лишь своим молчанием способен вызвать интерес у публики.
Андрей Смоляков, он же Калугин. Один из лучших российских актёров в очередной раз доказал всем, почему его так называют. У Смолякова отличная харизма, которую он дополняет своим актёрским качеством. Даже из самого простого богатого наглеца ему удалось создать интересный образ. Так сразу и не скажешь, что он богат, а иногда и вовсе задумываешься о том, что он беден.
Владислав Абашин, он же Туман. Владислав очень редко снимается, но старается тщательно выбирать свои роли. Ему можно отдать должное, ведь из всех персонажей именно его герой пришёлся мне по душе. Та эмоциональность, с которой он подошёл к игре - это прямо-таки впечатляет. Периодически в голове возникали вопросы по действиям Седого, а в след эти же вопросы озвучивал и Туман.
Также в картине играли: Иван Янковский, Кирилл Полухин, Сергей Сосновский, Дмитрий Куличков, Алексей Комашко, Александр Бухаров. Каждый из этих актёров внёс свой вклад в данное кино. Да, здесь почти нет женских ролей. Таким вот "мужским триллером" получился «Завод». +1 балл.
"Я и гляжу, какие вы честные. Приспичило — сразу простыми бандитами стали."
Операторская работа и монтаж
В начале картины преобладают длинные мрачные постановки, навевающие пессимистические эмоции. А после того, как зритель полноценно войдёт в раж, начинается сюжетная игра. Почти все кадры сняты руками и глазами относительного новичка, Владимира Ушакова. С первого взгляда и не скажешь, что он не эксперт в этой области. Прекрасный подбор планов совмещён с прекрасной игрой света. Всё нацелено на создание мрачной атмосферы. Единственная претензия - это не самая умелая съёмка экшен-сцены под дождём, где в темноте и слабом отблеске света сложно сообразить, кто есть кто (хотя посыл данной сцены мне понятен, но отбрасывать детали - не лучшее решение).
Монтаж, как обычно - на быковском уровне. Уверенная со всех сторон лента, охватывающая все важные тезисы. Что меня очаровало - это мизерные сцены между действиями, создающие нужный настрой. Также авторы умудряются подсказывать зрителю время суток, показывая как глубокую ночь, так и рассвет отдельными планами завода. Обладая не самым быстрым ритмом, «Завод» способен намертво посадить театралов у экранов.
Уникальность
Не будет секретом, если я назову картину Быкова уникальным явлением для русского кинематографа. Здесь есть схожести с картинами Балабанова «Брат» и «Груз 200», есть выжимки из фильмов «Дом» и «Крепкий орешек», а также отсылки к собственным репертуарам. К примеру, Быков цитирует «Жить», как бы невзначай, но очень умело подчёркивая свои цели. В плане сюжетных решений фильм мне даже напомнил недавнюю «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса. Можно с уверенностью сказать, что «Завод» - новый опыт для русского кинематографа, но с небольшими претензиями на ленты предыдущих поколений. +1 балл.
"Чем больше он скажет, тем меньше нам дадут."
Сюжет
Экспозиция. Вступление в данной картине выполняет две значимые функции. Во-первых, оно знакомит зрителя со всеми персонажами картины. Причём делает это резво, да так, что уже через 15 минут просмотра Вы в курсе всего, что здесь происходит. Умело расставленные паузы в сценарии дают возможность поближе познакомиться с характерами героев. К примеру, сцена, где показывают шестерых рабочих в их же квартирах после смены. За 30 секунд хронометража нам говорят больше, чем за полчаса в каком-нибудь «Союзе Спасения». Во-вторых, экспозиция работает на атмосферу, оставляя у зрителей грустный отпечаток. Данный тон жизненно необходим триллеру Быкова. Без него он бы каши не сварил, так сказать. Бескомпромиссный +1 балл.
Завязка. Самое прелестное, что есть в данном фильме - это, конечно же, развитие сценария. Быков грамотно орудует зрительскими чувствами, равняясь на "майорские" заслуги. В завязке есть несколько сюжетных твистов, придающих характерам персонажей иные облики. Вы можете несколько раз за 60 минут действия поменять своё мнение о каждом из главных героев. Между прочим, Юрий оставляет далеко позади свой авторский подход. Видны старания сделать фильм массовым, затронуть вездесущие социальные драмы, но при этом добавить элементы хардкорного боевика. Так и случается, что обливаясь попкорном мы задумываемся о нравственности и справедливости. +1 балл.
Развязка. Эпилог, лично у меня, оставил двоякое ощущение. Вроде бы, понравился. Финал простыми словами говорит нам о сложных констатациях. Без излишнего пафоса нам предоставляют материю для рассуждений, очерчивая края нашей реальности. Но на такой значимой нотке Быков упустил логичность повествования. Персонаж Абашина, Туман, под конец выбился из общей нити. Не хочу спойлерить, что же там произошло, скажу лишь следующее: "Умереть можно, а изменить нельзя". Вот и получилось так, что измена явилась, оставив за собой 0 баллов.
Общие аспекты. Некоторые диалоги процитированы в данной рецензии. Написаны они качественно, в большинстве своём очень значимы для сюжета. Кино больше разговорное, а потому диалоги - ключевой элемент сценария, двигающее сюжет вперёд. Персонажи - высший пилотаж. Даже самый незначительный герой отлично прописан и обладает уникальным характером. Но самый "сок" тут, конечно же, в главной троице. Они имеют чёткую мотивацию (за исключением Тумана в концовке), неплохие образы и пламенные речи. Да, стоит отметить, что в «Заводе» присутствует мат. Его немного, встречается лишь пару раз. Для кого-то это, возможно, будет отторгающим фактором. Лично мне его присутствие пришлось по душе. +1 балл.
"Где справедливость?"
Вердикт
Очередное очень смелое высказывание Юрия Быкова, способное поговорить со зрителем о житейских вещах. Мною замечены лишь два весомых минуса - странный, но не слабый финал и не самый сильный визуальный ряд. Всё остальное - "на максималочках". Рекомендую данное кино всем, кому за 16. Надеюсь, что Юрий Быков залатает дыры в своей личной жизни и будет дальше радовать нас своими остросоциальными картинами. Его «Завод» получает от меня 8 баллов из 10.
Карта канала «Кинотаурус»
Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛