Найти в Дзене
MAD TOSBY

В сердце собственной тьмы: рецензия на новый фильм Спайка Ли «Пятеро одной крови»

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

На он­лайн-сер­ви­се Netflix 12 и­юня вы­шел но­вый фильм «Пя­теро од­ной кро­ви» Спай­ка Ли, два го­да на­зад пред­ста­вив­ше­го «Чёр­но­го кла­нов­ца». На сей раз — про Вь­ет­нам и его тем­но­кожих ве­тера­нов, воз­вра­ща­ющих­ся к слож­но­му прош­ло­му. Ка­кой по­лучи­лась кар­ти­на и че­го ждать от прос­мотра, рас­ска­зыва­ет Ан­тон Чек­лу­ев

Чет­ве­ро быв­ших сос­лу­жив­цев (Дел­рой Лин­до, Кларк Пи­терс, Норм Ль­ю­ис, Исайя У­ит­лок — млад­ший) пла­ниру­ют нос­таль­ги­чес­кую мис­сию — вер­нуть­ся в джун­гли Вь­ет­на­ма, что­бы най­ти и пе­реза­хоро­нить на ро­дине ос­танки сво­его бо­ево­го то­вари­ща и ко­ман­ди­ра. На мес­те пред­по­лага­емой ги­бели бой­ца ис­чезло зо­лото, уте­рян­ное в од­ной из мно­гочис­ленных сты­чек с Вь­ет­конгом, ко­торое так­же неп­ло­хо бы прих­ва­тить. Ве­тера­ны спо­соб­ны шу­тить и вос­при­нимать мир со сдер­жанной чес­тностью, ведь все­воз­можные вой­ны в XXI ве­ке — уже не­умо­лимое прош­лое, мир из­ме­нил­ся и дви­жет­ся к бла­годенс­твию.

Они уве­рены, что зна­ют джун­гли вдоль и по­перёк, но для подс­тра­хов­ки ре­ша­ют об­ра­тить­ся к мес­тно­му вь­ет­нам­ско­му ги­ду (Джон­ни Нгу­ен). В де­ле учас­тву­ет и зас­тряв­ший в 50-х го­дах ко­лони­аль­ный фран­цуз Дез­рош (Жан Ре­но): он го­тов по­мочь аван­тю­рис­там доб­рать­ся до зо­лота в об­мен на про­цент от най­ден­но­го. Па­рал­лель­но ге­рои встре­ча­ют­ся с приз­ра­ками сво­его прош­ло­го: са­мый спо­кой­ный из них, Отис (Кларк Пи­терс), не­воль­но стал от­цом ре­бён­ка вь­ет­нам­ской прос­ти­тут­ки. Не­закон­но­рож­дённые вь­ет­нам­ские де­ти от аме­рикан­ских сол­дат со­пос­тавля­ют­ся с аф­ро­аме­рикан­ца­ми из гет­то, но с ещё бо­лее мрач­ной судь­бой — это клей­мо по­зора, от ко­торо­го не­воз­можно от­мыть­ся.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Сво­ев­ре­мен­но вы­шед­шая в раз­гар дви­жения Black Lives Matter кар­ти­на «Пя­теро од­ной кро­ви» (2020) глав­но­го чер­но­коже­го ре­жис­сё­ра Аме­рики со­чета­ет в се­бе иг­ру с жан­ра­ми — ка­нонич­ную на­ив­ность прик­лю­чен­ческо­го бо­еви­ка ка­тего­рии Б, прев­ра­ща­ющу­юся в тра­гичес­кую эпо­пею о воз­вра­щении к собс­твен­но­му бе­зумию под пос­тмо­дер­нис­тким со­усом. Во­рон­ка за­сасы­ва­ет в это блю­до и пе­ре­ос­мысле­ние куль­тур­но­го про­цес­са, и ре­аль­ные фак­ты, нап­ри­мер, о ма­ло­из­вес­тных чер­но­кожих ге­ро­ях вь­ет­нам­ской вой­ны.

Ме­ханиз­мы ра­сиз­ма рас­кры­вались Спай­ком Ли не­од­нократ­но, дос­та­точ­но вспом­нить куль­то­вую «Ли­хорад­ку джун­глей» (1991), где влюб­лённо­го в чер­но­кожую де­вуш­ку ге­роя Джо­на Тур­турро му­тузят италь­ян­ские брат­ки, а рес­пекта­бель­но­му ар­хи­тек­то­ру в ис­полне­нии У­эс­ли Снай­пса пор­тит жизнь брат Са­му­эл Л. Джек­сон, прик­ры­вая ра­совой со­лидар­ностью без­делье и нар­ко­манию. Спайк Ли про­дол­жа­ет рас­кру­чивать свои спи­рали, вы­ходя за пре­делы ло­кали­зиро­ван­но­го аме­рикан­ско­го об­щес­тва на меж­ду­народ­ную аре­ну, рас­ша­тывая мо­нопо­лию на «по­терян­ное по­коле­ние» Вь­ет­на­ма, ко­торую нес­коль­ко де­сяти­летий дер­жал тан­дем Джо­на Рэм­бо из се­рии филь­мов «Рэм­бо» (1982, …, 2019) и Трэ­виса Бик­ла из «Так­систа» (1976).

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Фильм «Рэм­бо: Пер­вая кровь» (1982) ге­рои счи­та­ют «по­казу­хой», ведь нас­то­ящие гра­ницы от­чужден­ности — у лю­дей, что ока­зались в мя­соруб­ке, при этом ос­та­ва­ясь граж­да­нами вто­рого сор­та в сво­ей стра­не. Речь идёт о чер­но­кожих сол­да­тах, ко­торых от­прав­ля­ли во­евать за аме­рикан­ский флаг на дру­гой бе­рег Ти­хого оке­ана, в то вре­мя как сег­ре­гацию толь­ко на­чина­ли от­ме­нять в не­кото­рых шта­тах. Час­то ока­зыва­ясь в са­мых кро­вавых бой­нях, они слы­шали, как Мар­тин Лю­тер Кинг ус­тро­ил свое зна­мени­тое шес­твие на Ва­шин­гтон. Все это дей­стви­тель­но пос­тыдно и неп­ри­ят­но, по­это­му и про­гул­ка ге­ро­ев пе­рес­та­ет быть от­пуском: ста­рые ми­ны всё ещё дрем­лют в джун­глях, а па­мять о де­рев­не Сон­гми слу­жат ак­то­ром бо­лез­ненных про­цес­сов, под­ни­ма­ющих важ­ную ди­лем­му мо­раль­но­го пре­датель­ства род­ной стра­ны.

От­се­кая лиш­ние воп­ро­сы, Спайк Ли в са­мом на­чале приз­на­ёт­ся в ци­тиро­вании Фрэн­си­са Фор­да Коп­по­лы, ус­тра­ивая всту­питель­ную ве­черин­ку в ба­ре под вы­вес­кой "Apocalypse Now", а за­тем от­прав­ляя ге­ро­ев в джун­гли на ка­тере под «По­лёт валь­ки­рий». Вь­ет­нам­ские флеш­бэ­ки, ко­торые за пос­ледний год ста­ли од­ни­ми из глав­ных ме­мов Ру­нета, ви­зу­али­зиру­ют­ся как компь­ютер­ная иг­ра 16+, в ко­торой кровь дол­жна не шо­киро­вать, а толь­ко до­бав­лять гра­дус про­ис­хо­дяще­му, по­это­му и пе­рес­трел­ки выг­ля­дят слов­но шу­тер с мис­си­ями в дель­те Ме­кон­га.

Со­бирая кам­ни, каж­дый из ге­ро­ев ин­ди­виду­аль­но дви­жет­ся в сер­дце сво­ей ть­мы, выс­тра­ивая от­но­шения меж­ду прош­лым и бу­дущим. От­сю­да — приз­ванный из чу­лана ис­то­рии и ки­нема­тог­ра­фа ге­рой Жа­на Ре­но, ко­торый выг­ля­дел бы рет­роград­но в лю­бой ре­аль­нос­ти, кро­ме ис­то­ричес­кой. Неп­реклон­ный пёс вой­ны в кеп­ке "Make America great again" — са­мый яр­кий из дру­зей по име­ни Пол (Дел­рой Лин­до), выб­ро­шен­ный вре­менем, встре­тив­ший не­пони­мание сре­ди сос­лу­жив­цев; он — апо­фе­оз «за­быто­го ве­тера­на». Его сын (Джо­натан Мэй­джерс), от­пра­вив­ший­ся за под­вержен­ным «флеш­бэ­кам» от­цом во Вь­ет­нам, в ито­ге ус­та­ло от­пуска­ет то­го в ла­пы бе­зумия. Под­дер­жка Трам­па По­лом ос­та­ет­ся от­кры­тым воп­ро­сом, но его об­раз со­бира­ет все чер­ты из­живше­го се­бя го­сударс­твен­ни­ка и кон­серва­тора. Та­кие ока­зав­ши­еся в ус­ловном «от­кры­том мо­ре» лю­ди не­из­менно ста­новят­ся жер­тва­ми аг­рессии и, ок­ру­жая се­бя вра­гами, стра­да­ют от собс­твен­ной нез­на­читель­нос­ти в ре­аль­ных про­цес­сах.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Но­вое пу­тешес­твие в сер­дце ть­мы пре­дуп­режда­ет, что ес­ли пос­то­ян­но тя­нуть се­бя в прош­лое, нас­то­ящее не из­ме­нит­ся. Вры­ва­ющий­ся бо­евик за­гоня­ет ге­ро­ев в ал­лю­зию на не­ре­али­зован­ный фи­нал «Апо­калип­си­са се­год­ня» (1979), при­думан­ный из­на­чаль­но Джо­ном Мил­ли­усом, но пе­реде­лан­ный Коп­по­лой, на­мекая, ка­кими не­лепы­ми бы­ва­ют пос­ледс­твия «про­пущен­но­го по­воро­та» в стра­теги­чес­ких ре­шени­ях. И «Апо­калип­сис се­год­ня» мог за­кон­чить­ся по-дру­гому, ес­ли бы не же­лез­ная во­ля Коп­по­лы, ко­торый от­ка­зал­ся опош­лять фильм по­така­ющей не­ис­ку­шён­но­му зри­телю кон­цовкой.

Но ис­поль­зо­вание Спай­ком Ли чер­но­виков мо­жет по­тонуть в гро­моз­дкос­ти. Внут­ри объ­ём­ной идеи на по­вер­хность вы­ходит на­ив­ное и тра­гич­ное прик­лю­чение, за ко­торым не каж­дый зри­тель раз­гля­дит не­тороп­ли­вый по­учи­тель­ный труд. Ра­ботав­шим при сту­дий­ных ог­ра­ниче­ни­ях мэт­рам ещё пред­сто­ит на­учить­ся ём­ко рас­по­ряжать­ся бюд­же­тами Netflix, вы­делен­ны­ми на по­выше­ние имид­жа ав­тор­ско­го ки­но, как де­лали их ку­миры из «но­вого Гол­ли­вуда» (а Мар­тин Скор­се­зе де­ла­ет до сих пор). По­ка же Спайк Ли ока­зыва­ет­ся слег­ка при­дав­ленным объ­ёма­ми при воп­ло­щении лю­бопыт­ной идеи, что не ума­ля­ет зас­луг ак­тёр­ско­го ан­сам­бля, под­держи­ва­юще­го гар­мо­нию на про­тяже­нии все­го хро­номет­ра­жа.