Найти тему
Блог пастора

Неподходящий герой — библейский судья по имени Самегар

Оглавление

Shamgar And The Oxgoad — http://www.kevissimo.com/pr-judges/shamgar-and-the-oxgoad
Shamgar And The Oxgoad — http://www.kevissimo.com/pr-judges/shamgar-and-the-oxgoad

Про него написано совсем немного в Библии. Его имя часто встречается в богословских книгах в привязке к другим судьям Гофониил и Аод. И прямое упоминание о нем находится всего в одном библейском стихе:

31 После него был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля.
Суд. 3:31

Сразу же после подробного описания освобождения, совершенного судьей по имени Аод.

Такое повествование похоже на новостной сюжет, где говорят о каком-то важном событии и между делом добавляют что-то еще. И мы, естественно, подмечаем основное событие, особо не обращая внимания на то, что кажется второстепенным.

Информация о нем совсем скудная. По сравнению с другими судьями, мы не знаем наверняка откуда он родом или какой была его личность. Он такой нестандартный, нешаблонный. Нет выдающегося происхождения или подходящей родословной. Но через него Бог совершил освобождение Израиля. Вот некоторые факты или наблюдения про него.

1. У него неподходящее имя

Оно не еврейское. Это ханаанское имя. Это имя чужака.

Мы видим, что он назван сыном Анафа. И это, скорее всего, место, откуда идет его род. В Галилее был город Беф-Анаф, что буквально означает «Дом (богини) Анат». Это Ханаанский город, выделенный во владение колену Неффалима (Нав 19:38 и следующие; Суд 1:33). Название Беф-Анаф неоднократно встречается в египетских документах. Возможно, город располагался на месте современного Эль-Бане (Буэйны) в 19-ти километрах восточнее Акко на пути в Цефат или же погребен под холмом Телль-эль-Хурбех, где были обнаружены следы поселения бронзового века. Имя богини Анат в названии города свидетельствует о том, что в языческой Галилее было распространено идолопоклонство (Ис. 9:1), причем, язычники населяли и Харошеф-Гоим (Суд. 4:2). Колено Неффалима не смогло взять город.

Но также это выражение можно перевести как «человек как Анаф», что может быть отсылкой к известному воину прошлого.

В то же самое время нам доподлинно известно, что Анаф (Анат) была ханаанской богиней. Она была богиней войны и секса и была сестрой и женой Ваала — бога, которому поклонялись хананеи.

Именно поэтому некоторые исследователи даже заявляют, что Самегар не был иудеем. Но вероятнее всего, его семья, подобно семье Еноха, настолько отошла от Бога, что ассимилировалась с хананейской культурой.

Насколько это похоже на многих из нас: мы выросли в нехристианских семьях, где наши деды и отцы поклонялись иным богам. Но мы избрали служить Одному и Единому Богу!

У Самегара не было доброго влияния от родных. Друзья, те, которые имеют христианские корни, благодарите Бога за это — это невероятно большой подарок!

Но пример Самегара несет такое большое ободрение! Можно вырасти в нехристианском доме и в безбожном окружении, но быть избранным Богом и стать Его сотрудником для Его славы!

2. Он необычный воин

-2

Он был не только с плохой родословной, чтобы стать приемлемым и подходящим героем-воином и оказаться завсегдатаем религиозных ютуб-каналов, церковных подиумов и христианских конференций, но еще и был крестьянином (немного похож на нашего Илью Муромца, не правда ли?!). Это мы узнаем благодаря его оружию, которое он использовал.

Он не был профессиональным военным. У него не было серьезного воинского опыта, как например, у его предшественника Гофониила. Конечно, в то время у Израиля не было профессиональной армии (они собирали ополчение), но можно сказать с уверенностью — для него привычнее было быть пахарем, чем солдатом, быть в ополчении, нежели в руководстве армии.

Но Бог избрал его для особой войны. Это особенность Божьего промысла, где бывает так, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор.1:27).

3. Он использовал странное оружие

Что такое воловий рожн? Толстая палка длиной 2,5–3 м и 15 см в обхвате с острым металлическим наконечником, который использовался для того, чтобы погонять волов. Второй конец палки с плоским, несколько искривлённым лезвием использовался для очистки плуга.

Мы знаем из 1 Царств 13, что притеснители Израиля изымали все вооружение у евреев.

Сегодня мир и сатана предпринимают все, что возможно с их стороны, чтобы обезоружить народ Божий. Для того, чтобы мы не могли духовно сражаться, быть эффективными и успешными.

Какое оружие ты теряешь сейчас? Какое у тебя еще осталось?

-3

Посмотрите, Самегар не стал сетовать на то, что у него чего-то нет — он воспользовался тем, что у него было под рукой.

В нем мы видим пример человека, который послушен Богу и надеется на Него, несмотря на то, что его ресурсы совсем малые или ограниченные.

Начните использовать то малое, что у Вас есть сейчас, и Бог поможет.


История мира и библейская история полны различными иллюстрациями, подтверждающими это.

Например, армия Гедеона была совсем малой, по сравнению с захватчиками, но они ее поразили с Божьей помощью. Или армия карфагенского генерала Ганнибала уступала римским легионам, но в битве при Каннах более слабая и малочисленная армия победила, благодаря военному гению ее полководца.

Мы можем надеяться всем сердцем на силу и мудрость Божию, потому что Сам Господь Иисус является нашим Победителем и Вождем!

Возникает вопрос: поразил ли Самегар сам тех 600 человек? Может быть 3 основных возможных ответа:

  • он делал это на протяжении некоторого времени, например, как партизан;
  • он вдохновил других своим примером, и они вместе совершили такую победу;
  • он сам, при Божьем содействии, за одно сражение поверг столько врагов.

4. Он верил в невероятного Бога

-4

4.1. Бога, Который может использовать, кажется, совсем неподходящих и обыкновенных личностей для достижения Своих славных целей.

Мы привыкли создавать себе определённые образы героев. И у нас уже сформировались свои стереотипы, кто может быть избран и употреблен Богом, кто подходит, чтобы стать героем Божьей работы. Но вот у нас пример Самегара — совсем малоподходящий человек стал Божьим соработником.

Есть стандарты Писания касательно характера человека, чтобы ему быть Божьим служителем, но там нет характеристик касательно его личности. Не нужно копировать кого-то, чтобы стать кем-то — можно и нужно быть самим собой и реализовать Богом заложенный потенциал и духовные дарования для Его славы.

Не стоит ставить надуманные ограничения себя — пусть это сделает Сам Бог, если Он так думает. Но если Он открывает тебе особые горизонты служения, то смело иди служить ради Него и Его Царства.

4.2. Невероятный Бог наделяет силой наислабейших людей

Для Бога не так важны твои способности и таланты (хотя и они от Него также), как твоя готовность покориться Его воле и жить вместе с Ним.

Потому что это Он преображает нас изнутри и творит Свои чудеса через нас снаружи.

Бог не призывает квалифицированных, Он квалифицирует призванных.

4.3. Бог дает силу тем, кто дерзает доверять Ему

Известный духовный реформатор Шотландии Джон Нокс молился:
«
Господи, даруй мне Шотландию или забери мою жизнь».

А английский адмирал Сидней Смит как-то заявил: «Многие таланты пропадают в мире вследствие недостатка мужества».

4.4. Бог благословил Самегара стать основателем достойного рода

Почему бы твоя жизнь и твое служение на станет живым примером доверия Богу, подобным примеру Самегара, чтобы показать Божью силу, верность и благодать.

5. Параллель между Самегаром и Иисусом!

Иисус, подобно Самегару, был неподходящим и необычным среди нас, но стал одним из нас.

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоан. 1:14

И

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Филип. 2:6-8

Военное оружие Самегара говорило об уничижении Израиля и было таким неподходящим. Распятие использовалось римлянами, чтобы опозорить и унизить человека, оно был символом проклятия и для евреев. Но Иисус, подобно Самегару, взял крест, символ унижения и оскорбления, и превратил его в символ власти и победы.

И в отличии от Самегара, который не смог приобрести полную победу и исцеление своему народу, Иисус дарует нам полную и окончательную победу над грехом, миром и сатаной, позволяя нам войти в Его победу и обрести покой от всех врагов.

38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим. 8:38–39