Найти тему
Лера Кузнецова

Подкасты как смысл жизни

Сева Бойко, корреспондент ВВС Russia
Сева Бойко, корреспондент ВВС Russia

Подкасты стали частью жизни современного человека. По данным исследования Brand Analytics, за последний год интерес к ним в России сильно вырос. Если в августе 2018 года объем сообщений по теме составлял 31 тыс., то в августе 2019 – уже 124 тыс. С каждым днем в мире выходит все больше новых подкастов. Один из популярных жанров – нарративный. Что такое нарративный подкаст, из чего он состоит, как сделать подкаст самому, - об этом рассказывает корреспондент BBC Russia, ведущий подкаста «8 историй из 90-х» Всеволод Бойко.

1. Какие жанры подкастов бывают?

Я не силен в терминологии и типологии, но я бы поделил так: художественные/документальные. Параллельно можно условно разделить подкасты на разговорные и нарративные. Но один может вмещать в себя элементы другого и наоборот.

Подкаст – это, прежде всего, способ доставки контента, то есть делать их можно в любом жанре. Есть, например, художественное музыкальное разговорное шоу с элементами нарратива «Сладкая плазма Ксандара Бо». И какой признак в нем первичен – музыка, наррация или художественная составляющая?

2. Что такое нарративный подкаст?

Нарративный подкаст – это вполне обычный подкаст. В конце концов, бум нарративного подкастинга в США начался именно с нарративного подкаста Serial. Я бы определил его так: нарративный подкаст – это такой подкаст, где история главного героя или явления доминирует над фигурой ведущего, если только он сам не главный герой.

3. Какая структура должна быть у нарративного подкаста? Посоветуйте что-нибудь для тех, кто только начинает делать подкасты.

Не существует одной структуры, одной верстки, которая бы подходила для всех нарративных подкастов. Где-то история рассказывается героем от первого лица, где-то появляется фигура рассказчика. Где-то, как в подкасте RadioLab, журналист рассказывает историю героя/явления ведущим.

Что касается советов, то я бы дал такие:

· Если вам не хочется рассказывать историю всем знакомым подряд, значит она не подходит для подкаста.

· Герой/явление должны вызывать и у вас, и у слушателя чувство сопереживания.

· Если герой/явление никак не поменялись в течение истории, то это не история.

· У истории должны быть сильное начало, заставляющее не выключить, и сильный конец, заставляющий задуматься об услышанном.

· Каждая частная история должна приходить к общему выводу о том, как устроен человек/мир и т.д.

· Коллективный слушатель априори не знает ничего ни о чем. Нужно все объяснять: места, даты, локации, социальный контекст.

· Слушатель может не понять, что услышал что-то важное, если вы это ему не объяснили.

· Но если объяснять слишком много и скучно, то слушатель выключит. Поэтому нужно соблюдать баланс фактов и эмоций.

· Концептуально ваша задача получить аудио, которое будет устроено как хороший художественный фильм, только без картинки.

4. Посоветуйте хорошие русскоязычные/англоязычные нарративные подкасты.

Трасса 161

Голос зоны

Остарбайтеры

Не перебивай

На сайте Mashable culture статья о 15 лучших подкастах

BBC Radio

5. Знаете ли вы полезные сайты или книги по созданию нарративных подкастов?

На сайте MakeRadio есть полезные ссылки на книги, сайты, подкасты и туториалы.

6. Вы были на конференции Third Coast, которая проходила в США. Как развиваются нарративные подкасты в Америке? Чем отличаются от русских нарративных подкастов? Чему нам нужно у них научиться?

Нарративные подкасты в Америке развиваются прекрасно уже лет пять. По сравнению с русскими можно отметить огромное жанровое разнообразие, жесточайшую конкуренцию среди производителей и распространителей, высокий интерес публики к нарративным подкастам, большое количество высококлассных независимых подкастеров, конкурирующих с крупными медиа.

Надо учиться рассказывать истории. Американские подкасты – лидеры в сфере аудио-сторителлинга и, на данный момент, непревзойденные мастера. Перенимать нужно концептуальный подход к рассказыванию историй, который я бы назвал громким словом «антропоцентричность».