Подкасты стали частью жизни современного человека. По данным исследования Brand Analytics, за последний год интерес к ним в России сильно вырос. Если в августе 2018 года объем сообщений по теме составлял 31 тыс., то в августе 2019 – уже 124 тыс. С каждым днем в мире выходит все больше новых подкастов. Один из популярных жанров – нарративный. Что такое нарративный подкаст, из чего он состоит, как сделать подкаст самому, - об этом рассказывает корреспондент BBC Russia, ведущий подкаста «8 историй из 90-х» Всеволод Бойко.
1. Какие жанры подкастов бывают?
Я не силен в терминологии и типологии, но я бы поделил так: художественные/документальные. Параллельно можно условно разделить подкасты на разговорные и нарративные. Но один может вмещать в себя элементы другого и наоборот.
Подкаст – это, прежде всего, способ доставки контента, то есть делать их можно в любом жанре. Есть, например, художественное музыкальное разговорное шоу с элементами нарратива «Сладкая плазма Ксандара Бо». И какой признак в нем первичен – музыка, наррация или художественная составляющая?
2. Что такое нарративный подкаст?
Нарративный подкаст – это вполне обычный подкаст. В конце концов, бум нарративного подкастинга в США начался именно с нарративного подкаста Serial. Я бы определил его так: нарративный подкаст – это такой подкаст, где история главного героя или явления доминирует над фигурой ведущего, если только он сам не главный герой.
3. Какая структура должна быть у нарративного подкаста? Посоветуйте что-нибудь для тех, кто только начинает делать подкасты.
Не существует одной структуры, одной верстки, которая бы подходила для всех нарративных подкастов. Где-то история рассказывается героем от первого лица, где-то появляется фигура рассказчика. Где-то, как в подкасте RadioLab, журналист рассказывает историю героя/явления ведущим.
Что касается советов, то я бы дал такие:
· Если вам не хочется рассказывать историю всем знакомым подряд, значит она не подходит для подкаста.
· Герой/явление должны вызывать и у вас, и у слушателя чувство сопереживания.
· Если герой/явление никак не поменялись в течение истории, то это не история.
· У истории должны быть сильное начало, заставляющее не выключить, и сильный конец, заставляющий задуматься об услышанном.
· Каждая частная история должна приходить к общему выводу о том, как устроен человек/мир и т.д.
· Коллективный слушатель априори не знает ничего ни о чем. Нужно все объяснять: места, даты, локации, социальный контекст.
· Слушатель может не понять, что услышал что-то важное, если вы это ему не объяснили.
· Но если объяснять слишком много и скучно, то слушатель выключит. Поэтому нужно соблюдать баланс фактов и эмоций.
· Концептуально ваша задача получить аудио, которое будет устроено как хороший художественный фильм, только без картинки.
4. Посоветуйте хорошие русскоязычные/англоязычные нарративные подкасты.
Трасса 161
Голос зоны
Остарбайтеры
Не перебивай
На сайте Mashable culture статья о 15 лучших подкастах
5. Знаете ли вы полезные сайты или книги по созданию нарративных подкастов?
На сайте MakeRadio есть полезные ссылки на книги, сайты, подкасты и туториалы.
6. Вы были на конференции Third Coast, которая проходила в США. Как развиваются нарративные подкасты в Америке? Чем отличаются от русских нарративных подкастов? Чему нам нужно у них научиться?
Нарративные подкасты в Америке развиваются прекрасно уже лет пять. По сравнению с русскими можно отметить огромное жанровое разнообразие, жесточайшую конкуренцию среди производителей и распространителей, высокий интерес публики к нарративным подкастам, большое количество высококлассных независимых подкастеров, конкурирующих с крупными медиа.
Надо учиться рассказывать истории. Американские подкасты – лидеры в сфере аудио-сторителлинга и, на данный момент, непревзойденные мастера. Перенимать нужно концептуальный подход к рассказыванию историй, который я бы назвал громким словом «антропоцентричность».