Буллинг или травля – частое явление в любом коллективе. Почему он возникает, как вести себя жертве, а как свидетелям – рассказывает Антон Валерьевич Шутов, психолог с семнадцатилетним стажем, автор книги «Тред психология».
– По каким причинам возникает травля?
– Когда человек попадает в коллектив, его степень личной ответственности автоматически снижается. У него перестраивается сознание, и он перебрасывает свою личную ответственность за совершаемые коллективом действия на других. Повышается жестокость, снижается чувство вины. В животном мире это объясняется тем, что таким образом происходит тренировка жестокости по отношению к противнику. Она происходит на самом слабом участнике коллектива. В подрастающей школьной группе буллинг возникает по приблизительно той же причине. Для этого выбирается слабый член стаи и начинаются коллективные нападения. Но, по сути, всегда есть причина, по которой человека травят – это непохожесть на стандарт, который принят в стае, или какая-то слабая его вина. Действительно ли это вина этого человека – в этом коллектив не разбирается. Тут подчеркнем, что, когда степень вины значительно преувеличивается, участники буллинга не ищут никакого рода оправданий этому человеку.
– Как вести себя жертве буллинга?
– Важно понять, что обидчикам, которые наносят удары, больше всего нужна реакция человека, которого обижают. И рекомендации такие: жертве нужно как можно меньше давать реакций, ожидаемых со стороны обидчиков: слезы, бегство, закрытость, молчаливость, угнетенное пассивное принятие этих ударов. Когда мы не даем обидчикам ожидаемых шаблонных реакций, возникает растерянность с их стороны. Понятно, что это не так просто, но это может служить первичным способом защиты.
Иногда, необходимо обратиться к взрослому, которому человек доверяет: куратор группы, классный руководитель, родители. Но в случае с родителем нужно быть осторожным, потому что они очень пристрастно включаются в ситуацию, и чаще всего именно родители в этом процессе совершают непоправимые ошибки. Они начинают публично заступаться за своего ребенка и призывать к морали бушующую буллингирующую группу. А группе наплевать, потому что все они считаю себя правыми, так как их больше. Они смотрят свысока на родителей, которые пытаются защитить невинного жалкого, по их мнению, человека. Тогда обижаемый оказывается в еще более опасном состоянии, потому что он становится «стукачом».
– Как вести себя свидетелям буллинга?
– Им нужно обязательно прерывать эту травлю, становиться медиатором, который нарушит конфликт, возникающий между разными сторонами. Опять же, мы не можем измерить человеческих качеств этого свидетеля. Возможно, ему наплевать. Если же это не так, он должен включаться. Процесс буллинга безопасен, в отличие от конфликтов уличных. Если человек влезет во второй, то он сам окажется в опасности. А в буллинге, более социально простом процессе, он может стать тем человеком, который поможет обижаемой стороне остановить агрессию. Я считаю, что нужно как-то обучаться тому, как останавливать конфликты, научиться умело указывать на нестабильность ситуации.
Ответ на многие вопросы, касающиеся психологии человека, один – осознанность. Важно каждому человеку осознать, что такое буллинг и намного заранее определить свою роль в этом процессе, понять роль свидетеля. Как ты будешь себя вести в той компании, где люди травят человека? Будешь ли ты оставаться в стороне или используешь свой шанс помочь человеку в сложной ситуации? Если у человека есть поддержка, то буллинг теряет свою силу.