Я уже показывал подборку фотографий, как перевозили по железной дороге различные грузовые и легковые автомобили. А как же обстоят дела с тракторами, комбайнами, экскаваторами и прочей техникой, которая явно имеет иные габариты? Ведь ее тоже как-то нужно доставлять потребителям.
Один из первых отечественных тракторов – колесный трактор «Универсал-2» - производился на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ) аж до 1955 года. Обладавшие малыми размерами и небольшим (всего 2108 кг) весом машины легко размещались попарно даже на 2-осных платформах.
Одним из массовых гусеничных тракторов был ДТ-54. Он производился с 1949 по 1957 год тремя тракторными заводами: Волгоградским, Харьковским и Алтайским, и разошелся тиражом в 957 900 единиц. При длине чуть более 3,5 метров такие трактора прекрасно умещались по четыре штуки на 4-осную платформу.
Достойным наследником «пятьдесятчетверки» стал гусеничный трактор ДТ-75. Из-за того, что «семдесятпятки» стали длиннее предшественников и с навеской занимали уже 4,6 метра, на железнодорожную платформу их ставили «елочкой» - ведь возить хотели по-прежнему по 4 штуки. Причем, в середине машины стояли лицом к лицу, а «хвосты» внешних свисали над краем. На фото погрузка продукции Павлодарского тракторного завода в Казахстане.
Разобравшись с «гусянкой» перейдем к колесным тракторам. Причем, сразу к самому большому – К-700 «Кировец», который производился на Кировском заводе в Ленинграде. Несмотря на то, что машины отличались действительно большими габаритами по всем направлениям, на платформу они устанавливались попарно. Интересно, что, судя по фото, ни кабины, ни колеса с тракторов не снимались.
А как же экскаваторы, краны и тому подобная техника – у них же стрела имеет ого-го-го какой размер! Да точно также – по две единицы на платформу. Единственное, такие модели ставились нос к носу, с перехлестом стрел, что, в принципе, вполне логично.
Ну, и просто не удержался – современные комбайны тоже перевозят попарно. Только занимает эта парочка сразу ТРИ железнодорожных платформы: отдельно два комбайна, отдельно две жатки и отдельно два комплекта шин. Хорошо хоть кабины теперь вписываются в габарит по высоте и их не надо демонтировать, как раньше.