Этому музыканту принадлежит уникальное для Челябинска достижение. В 90-е на местных радиостанциях крутились песни Лапина на английском языке, сочиненные им под псевдонимом Tony MaсLapin, и одновременно с этим звучали в эфире его же треки на русском языке – хиты, записанные Антоном в составе группы «Пятая власть».
MCCARTNEY II
Умение сочинять мелодично Тони, видимо, получил от кумира юности.
– Когда я поступил в МГУ на журфак, в нашей компании в общежитии на Шверника оказался человек, который хвастался, что досконально знает всего Маккартни, – рассказывает Антон. – И я ему говорю: «Давай я сейчас исполню песню Маккартни, которую ты точно не знаешь, спорим?». Он сказал, что такого быть не может, и, заключив пари, поставил довольно крупную сумму. А я сыграл ему свою собственную композицию «Lock the door». Спорщик задумался: «Такой вещи нет ни в одном альбоме Пола, наверное, это сингл». Я говорю: «Какая разница, сингл или нет? Ты забился, что знаешь все песни Маккартни, а эту – не знаешь. Ты проиграл, давай деньги». Он покорно отсчитал проспоренную наличность и вздохнул: «Ну, это первый случай, когда композиция точно Маккартни, а я ее не знаю». Деньги я, конечно, не взял, признался, что это была моя вещь.
Учиться в МГУ Антон не стал, его захлестнули хиппи и битломания. Покуролесив в Москве, Тони вернулся в Челябинск, поступил на работу в газету «Челябинский металлург» и записал сольный альбом «No News». И тот даже начал продаваться. Кассету с «No News» Антон сторговал за один доллар игроку американской баскетбольной команды, которая приезжала на ЧМЗ, а Лапин брал интервью у спортсменов для газеты. Янкесы, послушав диковинку, сказали свой «good», и это так понравилось заводской комсомольской ячейке, что по линии ВЛКСМ лично Антону Лапину были выделены средства для работы над его песнями в профессиональной студии. ЧМЗ заключил официальный договор с продюсерским центром Олега Стерхова, где журналист-металлург-битломан записал три трека, на которых ему подыгрывали известные челябинские музыканты – Юрий Князев на бэк-вокале и Савелий – соло-гитара. Именно сделанная на комсомольские деньги композиция «Lovely Journey» впоследствии крутилась на радио.
– Я люблю английский язык и понимаю его именно в музыкальном плане, – говорит Антон Лапин. – Я вообще плохо представляю, как можно писать рок-песни на другом языке. У меня в творческом багаже более двух тысяч англоязычных композиций. Причем я сочинил их за три года! Тогда моя жизнь была такой: работа, дом, ужин и до утра игра на гитаре в ванной комнате – там самая хорошая акустика. И там же в ванной на магнитофон сразу шла запись. Я никогда не придумывал отдельно музыку и слова, когда я творю, то вместе с мелодиями получаю какие-то словосочетания, которые затем выливаются в полноценный сюжет песни. Конечно, у меня есть примеры написания композиций на русском, но я все равно считаю их третьесортными, какими бы классными они на самом деле ни были.
В 1995 году Антон Лапин, ангажировав челябинскую группу The Wheels в качестве аккомпанирующего состава, отправился рассказать о собственной крутизне всему южноуральскому миру на фестиваль «Арт-Старт» в Магнитогорске.
– Я вышел на сцену в вельветовой бейсболке моего друга Игоря Новикова, которую ему привез отец из Нью-Йорка, и в его же кожаной куртке, привезенной из Швейцарии, – вспоминает Лапин. – Когда надел это все... сразу почувствовал себя звездой мирового уровня. Правда, после концерта с меня все это сняли, но ощущение было невероятное. Мы выступили несколько сумбурно, хотя может, кто-то нас и заметил на уровне энергетики – Wheels ведь были достаточно яркой командой, интересной хотя бы чисто внешне.
RUN DEVIL RUN
Антон Лапин к этому времени работал в секретариате газеты «Челябинский рабочий». И после одного из редакционных праздников, провожая девушек из компьютерного цеха до дома, он уже под утро приземлился на скамейку вместе с коллегой по «Челябке» Олегом Лабастовым. Что хотят челябинские мужчины, когда женщины захлопнули перед ними двери подъезда с улыбкой: «Увидимся завтра, дорогой»? Конечно же, петь!
– И вдруг на этой скамейке Олег затянул Чижа, а я сижу и кайфую – какой же у человека правильный голос и какая необычная артикуляция, – вспоминает Антон Лапин, – такая прямо рок-н-ролльная, музыкальная. Потом мы спели вместе на вечеринке, посвященной Новому году, подыгрывая себе на аккустических гитарах. И как-то все завязалось.
Выпускник филологического факультета ЧелГУ Лабастов давно мечтал заняться чем-то творческим, поэтому предложение Антона организовать рок-группу попало на удобренную почву. Олег показал свои стихи, и оказалось, что они просто идеально подходят к музыке Лапина. А раз свежеиспеченные согруппники были по основной профессии журналистами – «четвертой властью», то и новорожденный коллектив решили назвать с особым смыслом – «Пятая власть».
Англоязычные «вилсы», конечно, начали Антона ревновать, мол, зачем на русский перешел, лучше бы для нас сочинял и с нами же играл и пел. Но Лапин увлекается написанием мелодий именно на русские слова Лабастова и для создания полноценной группы идет на остроумный ход. Тони договаривается об аккомпанементе с челябинской командой «Другая жизнь», в которую тогда входили лучший бас-гитарист города Игорь Баланов, лучший ударник Челябинска Андрей Новохатский и лучший гитарист Южного Урала Андрей Зайков. О таком подыгрывающем составе и Тони Шеридан не мечтал, связываясь с The Beatles. Лапин продолжает при этом демонстрировать не только композиторские, но и блестящие продюсерские качества. Антон разрабатывает и реализует схему взаимозачета между студией U-Sound и газетой «Челябинский рабочий». «Пятая власть» бесплатно пишет в профессиональной студии большую часть своего дебютного альбома «Снимается кино», а расплачивается за студийное время... «Челябка», рекламируя U-Sound... и новый альбом «Пятой власти». О. Бендер завистливо курит в сторонке.
На U-Sound группе сделали классный рок-н-ролльный звук, трио «Другая жизнь» отработало мощнее мощного. И с песней «Я спускаюсь с небес» «Пятая власть» попадает на федеральный сборник «2000% живой энергии». Один из редчайших, к сожалению, примеров взаимовыручки и южноуральской рокерской дружбы – за челябинских новичков словечко замолвил земляк Самуил из «Томаса», чьи песни тоже были включены в популярный сборник. Кроме двух коллективов из города металлургов и машиностроителей там звучали композиции исключительно москвичей и питерцев – «Свинцовый туман», «Маша и Медведи», «Гитары и джинсы». Среди них «Пятая власть» не только не затерялась, но кое-кого даже обошла. «Я спускаюсь с небес» восемь недель на петербургском радио «Балтика» входила в топ-10, обгоняя, к неописуемому восторгу челябинцев, «ДДТ», «БГ-бэнд», «Сплин», The Rolling Stones, Филиппа Киркорова, Тома Петти, Боба Дилана и многих других хитмейкеров.
– А потом мы сняли клип на песню «Дорожная», который мелькнул даже на канале MTV, – говорит Антон. – Я тогда учился в УрГУ, и у нас в группе была девушка Оксана Жилинская, главная красавица факультета. Она работала в телекомпании Нижневартовска вместе с режиссером, который делал клипы «ДДТ», «СерьГи» и других именитых артистов. Через Оксану я передал мэтру наши записи и получил в ответ предложение о бесплатной съемке видео для «Пятой власти». Записать профессиональный видеоклип и не заплатить при этом ни копейки денег – это было похоже на сказку, фантазию, мечту. Нас прекрасно встретили, выделили на «мебель» музыкантов из местной группы «К-700», которые красиво изображали игру на гитарах и ударных. Кроме того, на женскую роль в клипе привезли Мисс-Нижневартовск.
В Челябинске слава «Пятой власти» шла резко по нарастающей. Отличные концерты в ДК ЧТЗ, аншлаговые шоу в «Минотавре», суперудачные выступления на разогреве у популярнейшего «Сектора Газа» в ДС «Юность». Поэтический дар текстовика Лабастова и его хриплый, по-рокерски прокуренный вокал, мелодический талант Лапина и его композиторская плодовитость, уверенная профессиональная игра аккомпанирующего состава – все эти козыри били карты любых конкурентов, постепенно выводя команду в лидеры челябинского рока. Верный показатель успеха – популярность коллектива у женской аудитории. Лиричные, пронзительные, чувственные баллады «Вероника» и «Су-37» заставляли местных даже не рок-н-ролльных дам обращать на «Пятую власть» свое благосклонное внимание.
Антон Лапин в первых кадрах и на первых аккордах кавер-клипа "Заповедные места" в составе сборной рок-музыкантов Челябинска
Вслед за успехом всегда следуют неудачи, а у талантливых и эмоциональных личностей черная полоса в жизни черна особенно густо. Антон и Олег расстаются с аккомпанирующим составом из «Другой жизни», какое-то время ангажируют под это дело битников из The Wheels, но у тех кипит кабацкая работа, а когда чешешь кавера, тебе не до чистого творчества. «Пятая власть» некоторое время пытается выступать как акустический дуэт, но особого успеха подобный формат не имел, и репетиции почти на полтора года прекращаются вообще. Лапин присоединяется к Wheels и трудится на ресторанных площадках, Олег с головой погружается в основную профессию – в журналистику. Такой перспективный и многообещающий тандем сонграйтеров дал трещину.
Бессмысленно грустить, человеческий фактор даже Beatles сгубил. Хоть таким сравнением утешиться...
BACK TO THE EGG
После разрыва с Лабастовым Антон Лапин бросил русский рок и вновь вернулся к англоязычному репертуару и сотрудничеству с группой The Wheels.
– На самом деле я никогда от них и не уходил, поддерживал отношения, выступал с ними иногда, – отмечает Антон Лапин. – Wheels – это родные души, люди, близкие во всех отношениях. Кроме того, развернулась ресторанная музыкальная жизнь, в «Титанике» мы давали по три-четыре концерта в неделю, скучать по «Пятой власти» стало некогда. В кабаке на Цвиллинга собиралась серьезная публика – боссы, элита, обедали губернатор, вице-губернаторы, бандиты и иностранцы. Там был хороший звук, мы находились на виду, поэтому со временем начали появляться еще заказы: пошла работа на презентациях, годовщинах фирм, открытии магазинов, автосалонов, отель «Виктория», другие солидные заведения. Доходило до того, что мы в течение вечера могли отыграть сразу на нескольких площадках. Допустим, полчаса выступаем в «Титанике», потом у нас полчаса отдыха. Вместо этого прыгаем в машину, едем в ресторан «Сицилия», выступаем там, потом летим обратно. Мы были нарасхват, и платили нам очень хорошо. При этом Wheels никогда не опускалась до кабацкого репертуара. Помню, однажды к нам подошел один из посетителей и протянул записку «Для пацанов из Ленинского района – «Владимирский централ». Я говорю: «Парень, «Владимирский централ» мы не поем, закажи что-нибудь из зарубежных песен. Через какое-то время он возвращается и опять приносит записку с тем же текстом: «Для пацанов из Ленинского района – «Естердей». Меня это очень тронуло, такой показатель уважения.
Гимн челябинского рок-н-ролла на музыку Антона Лапина (композитор появляется в кадре на пару секунд)
В 2017 году Антон Лапин выступил в составе The Wheels в челябинском пабе Harat’s. Народу было битком. Случится ли совместное выступление Лапина, Лабастова и «Пятой власти»...