Путешествуем по Ленинградской области
К Банку Северных стран вплотную примыкает Финляндский объединенный банк. Он числится по Пионерской ул., 2, бывшей Рыночной.
Здание построено по проекту профессора Императорской Академии художеств архитектора Карла Густава Нюстрёма в 1900 году практически одновременно с Банком Северных стран. Кстати, здание нынешней Администрации, бывший Банк Финляндии, о котором речь шла выше, тоже работа Нюстрёма.
Большое количество банков, размещенных в прекрасных зданиях, конкурирующих между собой красотой и богатством декора, говорит о том, что Выборг в финский период был очень богатым и успешным торговым городом. И действительно, до 1940 года он был вторым по величине городом Финляндии.
В 1910 году к Финляндскому объединенному банку было пристроено 3-х этажное здание на углу Рыночной и Крепостной улиц, соединявшееся со старым крытым переходом. Финляндский банк переехал в новое здание, уступив свое Сберегательному Банку Российской империи. Первый этаж нового здания сдавался под ресторан.
Здание на углу Рыночной и Крепостной улиц сильно пострадало во время войны и было лихо восстановлено в сильно упрощенной форме, за счет чего стало похоже на конструктивистское вместо модернового, как задумывал автор проекта архитектор Уно Ульберг. В настоящее время оно находится в аварийном состоянии и грозит стать руиной. Что касается творения Нюстрёма, то дом выставлен на продажу за 63 млн. рублей.
Выборгский трамвай
Перед зданием Финляндского банка 2 года назад появился памятник-макет Выборгского трамвая, который на протяжении 45 лет ходил по городу. Памятник был изготовлен на Выборгском судостроительном заводе.
Первый трамвай появился в Выборге в 1912 году и на нем были указаны маршруты на 3-х языках. Существовало 5 маршрутов, покрывающих всю городскую застройку. На трамвае можно было уехать и загород.
Трамваи были желтого цвета, маленькие и маломощные. Памятник стоит на том месте, где произошла крупнейшая трамвайная катастрофа в истории Финляндии. Маломощный трамвай не мог взять горку на Крепостной улице. Пассажирам приходилось выходить из вагона и заталкивать его на горку, а затем с ветерком катится вниз на Рыночную площадь.
15 сентября 1920-го года трамвай не вписался в поворот, кубарем скатился с рельс и упал. Погибло пять человек.
В 2013 году на шведском и финском языке вышла книга шведского историка Пера Рикхедена «Выборгский трамвай», над которой автор трудился 50 лет. В этом году книга в русском переводе поступила в продажу. Рикхеден выступил консультантом для творческой группы по созданию трамвая-памятника.
Выборгский трамвай просуществовал до 1957 года, когда его полностью заменил автобус.
Продолжение:
Часть IV. Лавка Рыжей Лапки. Куда делись монахи? Усадьба Бюргера
Начало здесь: