Почти каждый третий выпускник 11 класса в этом году не собирается поступать в вуз, техникум или колледж, и это никак не связано с вирусом, карантином и другими неприятностями. Школьные психологи отмечают резкое падение представления о важности образования для успеха в жизни, более того, очень часто молодёжь убеждается, что даже высшее образование не гарантирует обеспеченную жизнь, не случайно так популярен анекдот, когда выпускник, заработавший красный диплом, встретив своего профессора, на вопрос, как дела, отвечает, подумав:
– Я могу, благодаря университету, на трёх языках объявлять: «Третья касса свободна!»
Вполне благополучные страны Северной Америки и Европы столкнулись явлением, которое называется «дауншифтинг», американская журналистка Сара Бен Бреатна объяснила: это жизнь «на пониженной передаче», то есть жизнь неспешная, непритязательная. Молодые (и не очень) люди вдруг отказывались от карьеры, от бесконечной погони за видимыми признаками успеха: это коттедж – «умный дом», который сам поддерживает заданный климат, сберегает ресурсы, охраняет и обеспечивает жильцов максимумом удобств, это самая качественная электроника, самая комфортабельная и безопасная автомашина, это отдых на лучших курортах мира… и вместо этого вполне успешные люди вдруг заявляют, что решили больше не спешить к успеху и начинают жить для себя, для семьи, детей и друзей. Очень часто они уезжают в маленькие городки, ближе к природе, отказываются от карьеры, чтобы заняться рыбалкой, садом, какими-то видами хобби… Нет, это не хиппи, отказывающиеся от окружающего мира, чтобы довольствоваться травкой и групповым сексом, это стремление остановить безумную гонку за престижной жизнью, которая демонстрируется на экранах и в глянцевых журналах. Всё равно жить так, как живут сверхбогатые люди Америки и Европы, дауншифтерам невозможно, а потратить лучшие годы на то, чтобы сменить одну марку телевизора на другую, более раскрученную, кажется им нелепостью.
Это знаменитая Эллочка в романе Ильфа и Петрова могла соревноваться с миллионершей Вандердильбихой в нарядах, собственноручно раскрашивая русского зайца, чтобы превратить его в мексиканского тушкана.
А наши выпускники сравнивают свою жизнь в семье родителей, где мама врач, а папа инженер, с той жизнью, которую показывает им экран, и оказывается, что старый одесский анекдот прав: чтобы жить, нужно работать, а чтобы хорошо жить, нужно что-то ещё, кроме работы.
И вот это несовпадение желаний, рождённых видом гламурной жизни звёзд на экране ТВ и интернета и сравниваемых с жизнью своих родителей, рождает ощущение бессмысленности усилий. Да, можно напрячься и поступить в Политехнический, который когда-то закончил папа, но это даст в лучшем случае работу в своём родном Волжске, где особых вакансий для выпускников и нет.
Психологи отмечают, что современные выпускники школы отличаются высоким уровнем личной тревожности и пониженной нервно-психической устойчивостью, и это вполне объяснимо: постоянная неопределённость ситуации в стране, жизнь семьи (если это не семья миллионера) на пороге выживания, восприятие практически всех жизненных ситуаций как угрожающих, конфликты в школьном и ином коллективе – всё это рождает представление о жизни как череде проблем, решить которые образование практически не способно. Отсюда своеобразное явление в старших классах, которое кто-то очень точно назвал: пофигизм! Будем жить весело, ведь им уже без вопросов продают пиво и сигареты, то там, то здесь появляется на вечер свободная квартира – родители уехали, а учёба и отметки – да куда наши учителя денутся, тройки поставят, а там видно будет!
И где, на каком отрезке жизни школьника вдруг появится представление о том, что образование резко изменит его личную судьбу к лучшему? Напротив, школьник отчётливо понимает, что их сосед (пока ещё сосед, но скоро достроит коттедж и переедет) закончил в своё время с грехом пополам 9 классов, а теперь у него «Автосервис» и заправка, а его сын, одноклассник нашего героя, тоже великими знаниями и усидчивостью не отличавшийся, жизнь свою распланировал: 11 классов он кое-как кончит, потом пойдёт к отцу на заправку, сходит на год в армию и вернётся, чтобы продолжить батино дело и стать хозяином жизни.
И где здесь, как и когда потребуется ему для успеха образование?
Нет, конечно, можно объяснить парню, что человек – сам кузнец своего счастья, нужно закончить Старгородский политех, стать инженером и начать строить своё будущее своими руками… Только не видел я в областном издании «Работа для вас» вакансий инженера. Не нужны они сейчас, как и 10 лет назад.
Так будет наш выпускник мечтать о хорошем техникуме или о высшем образовании?