Найти тему
Чистые Игры

Свой eco-friendly магазин: плюсы, минусы, подводные камни

Сейчас уже сложно удивить кого-нибудь экомешочком: всё больше сетевых гипермаркетов продают их в разделе овощей и фруктов. Людям всё реже приходится объяснять, почему это хорошо. Активисты ушли ещё дальше. Помимо традиционных продуктов, они набирают зубную пасту или средство для мытья посуды в свои баночки и флаконы. Однако магазинов без упаковки, где ещё и экотовары продаются, к сожалению, в России не так много, как хотелось бы. В Санкт-Петербурге и в Москве больше всего. А в Новосибирске (третий по численности город в стране) всего лишь один. Открыла его отважная молодая экоактивистка Анастасия Резенкова. Она рассказала нам про свой бизнес.

Фото: Макарова Ольга
Фото: Макарова Ольга

С чего всё начиналось

2-3 года назад Настя не знала, где в Новосибирске найти бамбуковую щётку, а ей очень хотелось. Заказывать на каких-то сайтах не было желания, поэтому наша героиня решила стать той, кто эти щётки сам продаёт. Примерно в то же время Настя начала сортировать отходы и искать альтернативны одноразовым и неперерабатываемым вещам. Тогда оказалось, что некоторые продукты или товары продаются только в семёрке (маркировка упаковки, которую в России нельзя переработать). «Если нет никаких вариантов, то надо стать этим вариантом», — сказала Настя и решила открыть свой экомагазин.

Бизнесменка начала с тех самых зубных щёток: вложила имеющиеся 10 тысяч в дело. «Если я их потеряю, то будет не страшно. В крайнем случае, раздарю эти щётки друзьям или буду сама ими пользоваться много лет. Но люди стали проявлять интерес. Это переросло в цифру 100 и больше. Я начала покупать другую продукцию. Это были вещи, которые человеку нужны в единичном экземпляре, поэтому я понимала, что рискую, если их не купят», — рассказывает Резенкова. Она медленно развивала свой онлайн-магазин в инстаграме и желала естественным путём дорасти до открытия в офлайне. — Хотела на свои деньги с бизнеса, а не заёмные, открыть 20 квадратных метров где-нибудь в академгородке и продавать на одной полке крупу, а на другой экотовары. В итоге у меня больше 70 квадратных метров».

Фото: Макарова Ольга
Фото: Макарова Ольга

От идеи до реализации: первые шаги

Владелица eco-friendly shop Green Rezza долго искала место, но ей было важно стать первой в Новосибирске, кто откроет подобный магазин. Ведь когда ты основоположник чего-то — это отличный инвоповод, к тебе сбегаются СМИ, экоактивисты и просто любопытные люди. «Ещё я очень боялась, что кто-то не столь фанатичный, экологичный и не такой перфекционист откроет экомагазин, потому что решит, что это прибыльный бизнес, а не потому что горит идеей. Мне надо было стать первой. Поэтому, как только я нашла помещение, сразу решилась на его аренду­».

Сейчас все экомагазины называются по-разному: zero waste shop, магазин без упаковки, магазин экотоваров и так далее. Настя решила, что будет называться eco-friendly shop: «Мы не zero waste на 100%, потому что у нас есть неперерабатываемый мусор, хоть и очень мало. Для него у нас стоит банка, и она может заполняться полгода или год. “Магазин без упаковки” тоже мне не нравится, ведь наши ватные палочки или менструальная чаша в упаковках. Называть себя веганским мы пока не можем, потому что у нас есть воск в трёх позициях. Мы стараемся быть дружелюбными к природе, к людям, к животным, насколько это возможно. Поэтому eco-friendly больше всего подходит, это очень честно».

Подготовка к открытию: на что настраиваться и кого брать в команду

Самым сложным оказалось найти людей. Настя рассказывает, что у неё не было раньше строительного опыта, поэтому пришлось нанимать непроверенную компанию. «Очень часто люди не исполняют свои обязанности, работают как попало, просят больше денег, чем изначально договаривались. В итоге делают плохо, слишком долго, а за ними ещё и переделывать надо. Это отягощалось тем, что я заплатила за аренду, а ремонт растянулся из недели в месяц. Всё это время я тратила деньги, но не зарабатывала. Я каждый день ходила в это помещение, как на работу, но занималась не тем, что мне нравится», — делится Резенкова.

Когда открываешь магазин, нужно помнить не только про товар, рекламу и прочие приятные штуки, но и про САНПИН. По нормам в каждом подобном заведении должен быть туалет для персонала с педалькой (как в поездах), чтобы человек ничего не трогал руками. Но бизнесменка не нашла таких в городе, сантехники сказали, что ни в одном заведении такого нет. «Где грань между тем, чтобы соблюдать правила и стараться вести бизнес максимально хорошо и тем, что юрист мне сказал не искать логики в унитазе с педалькой и просто забыть про него?», — риторическим вопросом задаётся основательница экомагазина.

Конечно, никуда не деться от команды. У Насти она подобралась что надо: лучшая подруга — юрист, мама — главный бухгалтер, молодой человек — таможенник, да и сама владелица eco-friendly shop — экономист. Резенковой не пришлось нанимать людей, ей было, к кому обратиться за помощью.

Фото: Макарова Ольга
Фото: Макарова Ольга

Работа с поставщиками: переплата, отказы, трудности

Настя открыла магазин практически перед пандемией коронавируса. В привычном режиме он проработал около месяца, а потом пришлось переориентироваться на доставку. Тем не менее, владелица продолжает общаться с поставщиками и расширять свой ассортимент. Для магазина, в котором большинство товаров продаётся без упаковки, это очень сложно. Ниже несколько историй:

— В Новосибирске есть девушка, которая готовит гранолу и старается следить за тем, в чём отпускает свою продукцию. Она работает официально, и в документах прописано, что она может продавать свою продукцию только в определённой таре, а без упаковки не может. Мы хотя бы договорились, что это будет перерабатываемая 4LDPE, а не неперерабатываемая 5PP. Если гранолу будут много покупать, мы рассмотрим вопрос, чтобы она добавила в документы позицию в стеклянной оборотной таре.

— Сейчас у меня нет риса, потому что я не могу найти его в мешках по 50 кг, которые можно возвращать поставщику, по нормальной цене. Он стоит дороже, чем если бы я покупала этот продукт в фасовке 1 кг (то есть в пластиковом мешочке) где-нибудь в гипермаркете. Поставщики работают дёшево с крупными покупателями, которые заказывают контейнерами, а не маленькими мешками по 50 кг. Я понимаю, что финансово выгоднее быть неэкологичным, даже если у тебя zero waste shop. Поэтому я никому не доверяю и делаю сама. У нас всё честно.

— Как-то раз я договорилась, что мне привезут на вес сушки, печенье и пряники. И они были в индивидуальной упаковке. Я долго говорила, что не буду их покупать, заберите обратно. На что мне отвечали, что давайте мы разрежем, достанем из упаковки, если вам так надо. Вот как так работать?

— С кофе договорились, что они могут без упаковки поставлять. Пока меня не было на работе, они привезли его в неперерабатываемой упаковке. Если они ещё раз так сделают, то мы больше не будем с ними сотрудничать. Придётся выбрать тех, у кого менее вкусный кофе, к сожалению.

— Для заказа бритвы необходимо переплатить 80% её цены, чтобы она была без упаковки. Завод пакует их гигантскими партиями в неперерабатываемую упаковку. А чтобы им сделать небольшую партию без упаковки, нужно остановить линию и перестроить её. Если есть вариант переплатить и брать без упаковки – я переплачу и возьму без упаковки.

[Не]честный экобизнес. На кого равняться?

Настя рассказывает, что не все так заморачиваются с упаковкой, как она, да и вообще с продукцией. Некоторые онлайн-магазины закупают экомешочки в Китае огромными партиями и выдают их за самосшитые. Один мешок им обходится очень дёшево, а продают они их по ценам, будто бы на самом деле шили сами. «Зачем врать покупателям? Я против такого подхода и против шитья на фабрике. Есть куча обрезков тканей, которые можно спасти. Да, я плачу швее больше, чем мне бы стоил мешочек с завода. Но для меня это принципиальный момент», — говорит Резенкова.

Заглянуть внутрь экобизнеса сложно. Многое остаётся на совести человека, который открыл свой магазин «В России я ровняюсь NoPlasticItsFantastic, там даже сертификаты печатают на вырезанных картонках какими-то чернилами, — восхищается Настя. — В других российских магазинах нет ничего, к чему мне хочется идти и на кого смотреть, как на большого брата и пытаться соответствовать. Мне надо быть лучше них по всем параметрам».

Планы на будущее

Настя считает, что магазин никогда не будет идеальным и хочет много чего ещё сделать. Ближайшее — найти поставщиков риса, других круп, макарон и специй. Следующий шаг — приобрести витринный холодильник, чтобы продавать тофу и другие продукты. А потом купить и морозильник для готовых овощных смесей (в обычных супермаркетах они расфасованы в неперерабатываемой упаковке). Ассортимент еды можно увеличивать до бесконечности, у владелицы магазина ещё много пространства для этого.

Фото из Инстаграм https://www.instagram.com/eco.friendly.shop/
Фото из Инстаграм https://www.instagram.com/eco.friendly.shop/

Конечно же, Резенковой хочется расти и открывать вторую точку: «Я понимаю, что всё идёт так, как должно быть. Мы выживаем, как можем, с карантином, сейчас непросто. Но я довольна происходящим и горжусь собой, что смогла заниматься любимым делом. У меня не было никакого бизнес-плана при открытии и нет сейчас. Я интуитивно знаю, что делать. Пока оно так и работает».

Вместо резюме. Что нужно для открытия экомагазина

1. Лояльная аудитория. Нужно заслужить доверие аудитории, подружиться с экоблогерами. У меня это получилось неспециально, просто я была активисткой и участвовала в разных акциях и мероприятиях, знакомилась там с людьми. Персональный бренд при открытии магазина мне помог. Я сначала стала человеком, которого знают многие «зелёные» в городе, а потом уже сделала eco-friendly shop. И люди сами меня пиарили и поддерживали, без этого бы я не справилась.

2. Товары. Какие-то товары к открытию магазина уже должны быть. Это трудоёмкий долгий процесс, потому что к каждому по отдельности ищешь подход, с каждым договариваешься, закупаешь всё. Сейчас мне разные поставщики пишут и предлагают свою продукцию, но раньше мало кто знал обо мне, поэтому приходилось искать всех самой.

3. Помещение и ремонт. Я ничего не планировала там, пока не заключила договор. Боялось, что сорвётся, и я расстроюсь. Когда я арендовала эти 70 квадратных метров, то сделала минимальный ремонт, мебель из паллетов, собрала цветы у друзей, закупила б/у оборудование. У меня в магазине мало нового: в ремонте тоже важно соблюдать принципы осознанного потребления.

Фото из Инстаграм https://www.instagram.com/eco.friendly.shop/
Фото из Инстаграм https://www.instagram.com/eco.friendly.shop/

Мне очень хочется, чтобы те, кто открывают или уже открыли магазин, искали пути честного бизнеса и верили в него. Моя задача – доказать, что бизнес может быть экологичным и прибыльным. Я показала, что маленькие мероприятия могут быть безотходными. Бизнес тоже может быть безотходным, и я на своём примере буду об этом рассказывать.

Анастасия Сваровская