Эта БМД-1 первоначально входила в экспозицию мемориала Победы, но затем, когда в этой экспозиции решено было оставить только технику периода ВОВ, машину сделали частью другого памятника, который заслуживает, чтобы на его истории остановились несколько подробнее.
Это памятник Воинам-интернационалистам, который был открыт в Красноярске в 1994 году (авторы: скульптор Борис Мусат и архитектор Сергей Геращенко). Памятник заслуживает особого отношения хотя бы тем, что был построен не на бюджетные деньги, а на народные, средства на него собирали, как принято говорить, всем миром.
В 2005 году город провел реконструкцию памятника, преобразовав его в мемориал, была полностью заменена облицовка комплекса, построена пятиметровая арка и установлена современная система освещения. Появились фамилии красноярцев, погибших в Афганистане, а так же в Чечне, Таджикистане, Нагорном Карабахе. Тогда же частью мемориала стала боевая машина десанта, или БМД-1.
Итак,сегодня речь пойдет о БМД-1, предназначенной для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортных самолетов.
Работа по созданию боевой транспортной машины для вооружения Воздушно-десантных войск, схожей по концепции с БМП-1, была инициирована командующим ВДВ В.Ф. Маргеловым. В апреле 1964 г. нескольким организациям, в числе которых были конструкторские бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) и Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 в Ленинграде, одновременно была поручена разработка эскизных проектов боевой машины Воздушно-десантных войск.
В ходе рассмотрения комиссией лучшим был признан проект Волгоградского тракторного завода под названием «объект 915». И в 1965 году коллектив КБ приступил к его реализации. Менее чем через год были представлены первые образцы БМД-1 для испытаний.
Машина была принята на вооружение в 1969 году, и выпускалась на Волгоградском тракторном заводе до 1987 года. Всего выпустили около 3800 БМД-1.
Поскольку машина изначально предназначена для транспортировки авиацией, перед конструкторами стояла задача максимально облегчить ее. Для достижения этой цели была использована алюминиевая катанная броня. Надо сказать, советские конструкторы были не единственные, кто пошел таким путем. В США с 1966 года выпускался легкий авиадесантный плавающий танк M551 Sheridan, во Франции в 1972 начали выпуск БМП AMX-10P, ну а англичане в 1971 году запустили в производство разведывательный танк (часто обозначают как БРМ) FV101 Scorpion.
Ну и отдельно из машин с алюминиевой броней стоит выделить американский "бестселлер" -- БТР М113, который с 1960 года разошелся 80000 тиражом.
Но вернемся к БМД-1. Машина принимала участие в боевых действиях в Афганистане, Ираке, и во всех конфликтах на пост-советском пространстве, но наиболее часто ассоциируется она именно с Афганской войной.
Специально не буду затрагивать тему достоинств-недостатков БМД-1. Как говорилось выше, перед конструкторами изначально стояли жесткие массогабаритные ограничения, и эта машина, скорее продукт компромисса между различными, часто взаимоисключающими требованиями. Машина должна была быть бронированной, при этом легкой и уметь плавать, довольно компактной, чтобы поместиться в транспортное отделение самолета Ан-12, при этом вмещать отделение десантников. Ну и самое основное требование, -- машина должна быть рассчитана на десантирование парашютным способом, причем здесь важны были не только требования к прочности БМД, категорически нельзя выходить за параметры боевой массы, -- необходимое условие для сохранения устойчивости полета самолета в момент выброса машины.
С 1985 года на смену ей пришла БМД-2, но БМД-1 все еще продолжает оставаться на вооружении, хотя по данным ежегодного военного статистического бюллетеня The Military Balance, в России их осталось совсем немного -- менее 100 единиц.
Красноярск, не единственный город, где БМД-1 из боевой машины стали памятниками. БМД-1 стоят на постаментах в Симферополе, Чехове, Рязани, Самаре, Тюмени, Барнауле и др.
Учитывая, что не так много их осталось, тем ценнее каждый такой памятник.
Другие публикации на тему военных техно-памятников: Танк Т-62, танк Т-64, танки Т-34 (в ближайшее время будет еще одна статья о Т-34 из экспозиции мемориала Победы), БРДМ-2, самолеты МиГ-21, Як-40, пушка ЗиС-2, зенитная пушка С-60, гаубица М-30, паровоз СО и др.
Подписывайтесь на канал, статьи периодически добавляются!
До новых встреч!