Найти тему
Серебряный Месяц

Подарок тестю, за который не стыдно (о зигзаге истории шедевра Арнольда Бёклина)

Железный занавес, который установили большевики в Советской России, был их авторским изобретением. До февральского и октябрьского переворотов граждане Российской Империи без проблем и заграницу посещали, и гостей из-за кордона принимали.

А если чувства возникали, то и в супружеские отношения вступали. Причем не только августейшие особы, которым по чину необходимо было вступать в браки с зарубежными «партнерами», но и простые граждане нашей необъятной страны могли это себе позволить. #Любовь же границ не знает.

Владимир Грингмут - публицист, искусствовед, отец дочери на выданье

На стыке веков (ХIХ и ХХ) жил в купеческой Москве интересный персонаж, которого звали Владимир Андреевич Грингмут. Фамилия у него не совсем русская, но патриотом России он был знатным. Уважал традиции, ценил историю, был «истинно русским человеком» и верноподданным.

Владимир Грингмут - истинно русский человек (по определению Николая II)
Владимир Грингмут - истинно русский человек (по определению Николая II)

Долгое время он редактировал популярную в то время газету «Московские ведомости», а в 1905 году еще и партию создал. Русскую монархическую. Потому что понимал, что без монархии России долго не продержаться, настолько демократы заграничные распоясались, все стремясь, как бы Империи насолить, да наперчить, чтобы народ российский в крепости и надежности устоев государственных засомневался.

Эмблема Русской Монархической партии, созданной В.А.Грингмутом
Эмблема Русской Монархической партии, созданной В.А.Грингмутом

Кроме того, что Грингмут был опорой Государю и публицистом с именем, он еще и искусствоведом был известным. В искусстве разбирался хорошо, следил за новинками культуры – и отечественной, и европейской, одним словом соответствовал простому званию русского интеллигентного человека.

Литературно-художественные салоны были очень популярны в ХIХ - начале ХХ века
Литературно-художественные салоны были очень популярны в ХIХ - начале ХХ века

Владимир Андреевич дома устраивал регулярные посиделки с художниками, артистами, искусствоведами. В этот салон часто захаживал друг Грингмута художник Виктор Васнецов, который пригласил с собой приехавшего из Европы Карло Беклина, сына знаменитого швейцарского художника Арнольда Беклина.

Арнольд Беклин. "Автопортрет со смертью, играющей на скрипке"
Арнольд Беклин. "Автопортрет со смертью, играющей на скрипке"

Отец и сын Беклины

Арнольд Беклин создал немало интересных картин, но прославился благодаря своей главной удаче«Острову мертвых»

Этот шедевр символизма Беклин-старший исполнил целых пять или шесть раз, поскольку спрос на картину постоянно был, а #деньги у творческих людей имеют свойство быстро заканчиваться.

Арнольд Беклин. "Остров мертвых"
Арнольд Беклин. "Остров мертвых"

Сюжет картины прост и понятен. Согласно античному мифу, души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном Острове мертвых, куда лодочник Харон доставляет души усопших.

Вся меланхолия и тоска общества того времени сконцетрирована в картине. #Декаданс просто натуральный, и ничем не разбавленный.

В каждой второй квартире, где проживала русская интеллигенция, висела репродукция «Острова мертвых». Об этой картине писали Волошин и Серов, Леонид Андреев и Маяковский, Грабарь и Кандинский, даже вездесущие Ильф и Петров описали такую репродукцию у мадам Грицацуевой.

У "знойной женщины - мечты поэта" тоже имелась репродукция знаменитой картины
У "знойной женщины - мечты поэта" тоже имелась репродукция знаменитой картины

Сальвадор Дали вдохновился «Островом…» для создания собственного шедевра, а Сергей Рахманинов по мотивам увиденного полотна написал одноименную симфоническую поэму.

Сергей Рахманинов был восхищен картиной, увидев ее в Галерее Лейпцига
Сергей Рахманинов был восхищен картиной, увидев ее в Галерее Лейпцига

Есть информация, что последний вариант #картины (привезенный в Москву) был подписан сразу двумя подписями – отца и сына Беклинов, хотя считается, что в основном уже над ним работал Карло.

Полотна нет в галереях мира, но его видели (и описали) сотрудники Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина , когда в начале 80-х годов прошлого столетия неизвестный предложил им купить картину для музейной #коллекции .

Женюсь, женюсь! Какие могут быть игрушки...

Возвращаясь к гостеприимному Грингмуту, скажу, что он и хлебосольно встретил Карло, и поспособствовал раскрутке будущего зятя в России, да в итоге и свою старшую дочь Надежду благословил на брак с молодым художником. Это радостное событие произошло в ноябре 1899 года.

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба.... на стыке 19 и 20-го веков
Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба.... на стыке 19 и 20-го веков

А через десять лет из Берлина, куда уехали жить молодые, пришло сообщение о самоубийстве Карло Беклина, по счастью, неудавшемся.

В 1912 году в России прошла выставка-продажа работ Карло, правда, современники отмечали, что стоимость картин "кусается". Ну так, мы же с вами, любезные читатели, уже знаем, что деньги у творческих людей имеют свойство быстро заканчиваться.

Да, чуть не забыл самое главное. Так, шестой вариант картины пока и не нашли. Но, он же был, а через нашу таможню и мышь не пробежит.

А зачем мне куда-то бежать?  Нас и здесь неплохо кормят...
А зачем мне куда-то бежать? Нас и здесь неплохо кормят...

Так что, может еще и найдется. Кстати, исследователи полагают, что эту картину зять Карло привез в подарок дорогому тестю Владимиру Андреевичу на свою свадьбу.

А почему нет?... Мог позволить….