На примере термостата системы охлаждения двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) рассмотрим схему его работы при разной температуре охлаждающей жидкости.
Схема: работа термостата при температуре охлаждающей жидкости менее 87°
На холодном двигателе (ОЖ холодная, температура ниже 87º) перепускной клапан термостата открыт, а основной закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения. Это блок цилиндров, головка блока, радиатор отопителя, блок подогрева карбюратора, корпус (верхняя часть) термостата. Что способствует ее интенсивному прогреву.
Схема работы термостата при температуре охлаждающей жидкости от 87 до 102º
При температуре около 87º основной клапан термостата начинает открываться так как термоэлемент внутри клапана расширяется, а перепускной зарываться. Охлаждающая жидкость начинает поступать в нижнюю часть термостата и далее в радиатор (большой круг системы охлаждения). Некоторое время ОЖ циркулирует как по малому так и по большому кругам.
Схема работы термостата при температуре охлаждающей жидкости выше 102º
При температуре 102º перепускной клапан термостата полностью закрыт, а основной полностью открыт (ход клапана 8 мм). Охлаждающая жидкость циркулирует по всем элементам системы охлаждения включая радиатор, который необходим для интенсивного охлаждения ОЖ при движении автомобиля.
Примечания и дополнения
Обладая этими простыми знаниями по работе термостата можно самостоятельно и с достаточной эффективностью диагностировать основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля.