Всем привет! Данное интервью было взято исключительно из-за того, что я раннее общался с Женей и мне он очень нравится, как человек. Решил узнать его получше и поделиться этим с вами. Приятного чтения.
Интервью было в аудио-формате, поэтому все ошибки в тексте — исключительно моя вина. Заранее прошу прощения.
А - Артемий (Я)
Ж - Женя
А: Привет, Жень! Начнем конкретно про твою работу, как менеджера состава. Сколько лет ты работаешь в Natus Vincere и как ты попал на эту должность? Какие обязанности?
Ж: Ну, привет! Я в Na'Vi попал в 2013 году, 1 октября я официально был принят в организацию. Был приглашен, на то время, владельцем Сашей «ZeroGravity» Кохановским. Он мне позвонил, предложил, и я сразу же согласился. На то время состав Na'Vi испытывал определенные трудности, а Саша на тот момент был их менеджером и у него не хватало времени, чтобы ими заниматься, поэтому он предложил этим заниматься мне. На то время я не понимал какого это, работать менеджером, что это из себя представляет.
Сейчас на мне лежит много обязанностей и с момента, как я попал в Na'Vi, все немного изменилось. Разделить это можно на две составляющие.
Первая: административная составляющая, в которую входит много рутинных процессов, очень важных для организации. Помимо этого, я - основной коммуникатор между игроками и медиа. Я связующее звено между игроками и третьими лицами.
Вторая: менторство, или же, наставничество. То есть я помогал ребятам с закалкой духа, формированием качеств характера "чемпиона", организовывал им тимбилдинг. Я сам выразил желание этим заниматься, так как я чувствую, что могу передать важный опыт парням и помочь с саморазвитием. С приходом психолога в организацию эта часть моей негласной работы заняла меньшую часть.
Я ответил на твой вопрос?
«Менеджер делает всю "грязную" работу, чтобы игроки были максимально сконцентрированы на своей игре»
А: Да, ты определенно раскрыл! И, на самом деле, твоя работа в Na'Vi очень похвальна, ведь, если сравнить с моим перечнем работы в DreamEaters, то у меня было явно меньше.
До того момента, как ты стал частью Na'Vi, ты был менеджером какой-либо команды раннее?
Ж: Если смотреть с точки зрения сегодняшней роли менеджера, то можно сказать, что был, так как я изначально был создателем белорусской команды «K29». Но тогда это было совершенно на другом уровне, ведь я был еще и игрок этой команды какое-то время. Затем я был одним из учредителей проекта «sng.by», как раз тогда я выполнял полноценную роль менеджера команды, но, по сравнению с Na'Vi, этот уровень явно ниже.
Кстати, я в 2012 году присоединился к проекту «Techlabs», и, собственно, там я и пересекся с Сашей Кохановским. До этого мы с ним виделись на московских LAN-турнирах, но там ничего такого не было.
В целом, у меня богатый опыт в киберспорте. Как игрок команды, как менеджер, как организатор турнира.
«Есть три "кита" в киберспорте: организации и их игроки, фанаты и зрители, а также компании, которые заинтересованы в этом. Организаторы турнира двигают это все и зависят от всех этих трех составляющих»
А: Такой вопрос: как ты вообще попал в киберспорт? С чего все началось и почему тебя это занятуло?
Ж: Если совсем далеко в историю уходить, то мне в 12 лет купили компьютер.
И, собственно, я стал поигрывать в разные игры.
В Минске, когда еще не было интернета, но существовала связь через модем, организовывались сетевые турниры. Я в них участвовал, но хотелось чего-то большего, поэтому мы, скорей всего, были одни из первых, кто создал компьютерную сеть между жилыми домами. Все это было вручную, по крышам домов проводили кабеля, перетаскивали аппаратуру разную. Хорошее было время.
А потом стали открываться первые компьютерные клубы, поэтому просто приходили играть, а там уже все понятно: команда, еще одна и так далее. И все привело к тому, что в 2001 году я загорелся желанием создать компьютерный клуб. Продаю квартиру, которая мне досталось от родственников, и вместе со своим другом все вкладываю в создание своего клуба. В итоге, это все по-тихоньку свернулось, и началось создание проекта «sng.by», о котором я говорил раннее.
Можно сказать, что я в киберспорте с 1997 года, когда начал ходить в компьютерные клубы играть турниры по «StarCraft».
«Банальное развитие интереса к киберспорту: пришел, поиграл, зацепило и понеслась»
А: Ты в киберспорте уже больше 20 лет, если считать первые турниры, в которых ты участвовал. Твой опыт старше, чем большинство нынешнего комьюнити киберспорта!
Теперь немного про эмоции: расскажи о самом запомнившемся турнире, на котором ты был? И что в нем было такого?
Ж: Обычно, запоминается один из самых первых турниров, на котором ты побывал. Но дело в том, что я не особо стандартный человек в этом вопросе. Мне вообще нравилось все, что со мной происходит, и мне был интересен весь этот мир киберспорта, ведь, можно сказать, это была моя сбывшаяся мечта. Попасть во всю эту "движуху" изнутри, увидеть настоящие турниры, увидеть настоящих звездных игроков. Раньше до меня все доходило в виде различных роликов из интернета, фотографий с мероприятий, но, благодаря Na'Vi, я попал на первый для себя глобальный турнир DreamHack Winter 2013, и это было круто. Для меня было открытием то, насколько этот мир гейминга глобально сильно развивается. Пожалуй, это одно из первых событий, которое перевернуло все.
Турниры, на которых мы побеждали, определенно оставляли свой след. Но очень запомнились MLG Columbus 2016, на котором мы заняли 2-ое место, а также первый турнир EMS One Katowice 2014. Наверное, в Катовице одна из самых лучших европейских площадок. Это огромное количество зрителей, толпа фанатов, которые поддерживают. Я по-настоящему увидел масштаб того, насколько крутое может быть шоу на сцене. Это незабываемо.
Мне всегда нравились турниры WCG, которые проходят в Китае. Но, к сожалению, в итоге реализация данного мероприятия стала хромать.
«Мне вообще нравилось все, что со мной происходит. Это моя сбывшаяся мечта»
А: В 2019 году CIS-сцена показала себя и шагнула вперед. Какой игрок, по твоему мнению, сейчас самый перспективный? И почему?
Ж: Я считаю, что не мне это оценивать, потому что я, все-таки, смотрю больше на организацию самого процесса и таланты не отслеживаю, это прямая обязанность тренера. Конечно попадаются перспективные игроки, но я воздержусь от никнеймов, не хочется кого-то выделять. Я лишь могу сказать, что СНГ-регион прыгнул и мне нравится то, что происходит сейчас. Развитие, высокая конкуренция, много талантливых и перспективных ребят. Единственное, у всех есть большой минус: неустойчивость к "звездной" болезни. Если СНГ-региону удасться перезагрузиться и понять, что они должны стремиться не к популярности, а к успеху и результатам, то у игроков будет очень большая перспектива.
«Большой минус игроков СНГ-региона - это "звездная" болезнь»
А: Меня бывает спрашивают про то, как стать менеджером команды, но мне тяжело на него ответить, так как, по моему мнению, нет определенной схемы или пути. Что ты думаешь по этому поводу?
Ж: Я думаю надо понять то, чего хотят сегодня организации от менеджера состава. А я уже говорил раннее, что это, по сути, честный и ответственный администратор, который хорошо разбирается в дисциплине. Одно из важных составляющих - определенные лидерские качества, чтобы завоевать доверие игроков. К менеджеру могут относиться небрежно, неуважительно, обесценивая или недооценивая его труд. Тем людям, которые хотят стать менеджером состава и понимают, что изначально точно будет так, нужно отправлять заявки в различные организации, пытаться себя зарекомендовать.
Вопрос "Как стать менеджером команды?" практически всех заводит в тупик. Если взять в пример СНГ-регион, где количество организаций можно пересчитать по пальцам, то получается просто негде становиться этим менеджером. Сколько людей хотят стать менеджером, а сколько по факту есть мест таких? Огромная конкуренция! Получается, надо просто использовать любую возможность стать менеджером команды, набраться опыта, понять, как это работает, а затем создать что-то самому. То же самое относится и к игрокам.
«Многие игроки задают вопрос "Как попасть в киберспорт?". Сам вопрос звучит в корне неправильно»
А: До того, как Na'Vi взяли психолога, ты занимался подобной работой в составе?
Ж: Хоть по образованию я и экономист, но мне было интересно работать над боевым духом команды, сплочать их и вести вперед. Когда я приходил в Na'Vi, я понимал, что ребятам нужен просто лидер, и я старался быть для них неким старшим братом, наставником, который включается в стрессовой ситуации. Мне нравится восстанавливать коллектив, тащить за собой.
«Я не психолог, но мне нужно знать психологию, так как она необходима при общении с командой»
А: Спасибо тебе за интервью, Жень! Напоследок: может ты хочешь что-нибудь сказать людям, которые будут читать это интервью?
Ж: Ребят, задумайтесь над тем, что такое киберспорт, чего в нем не хватает по сравнению с другими видами спорта и привнесите это в киберспорт, сделайте его лучше. Приходя в киберспорт, возьмите что-то с собой и реализуйте это. Иначе потребительское отношение к этому виду спорта приведет к его разрушению.
Я надеюсь, что это интервью дало вам пищу для размышлений или, как минимум, просто понравилось. Всем спасибо за прочтение.