Найти тему

наибольший мировой поэт нынешнего века (по Якобсону)

Многие из нас, кто хоть немного интересуется литературой начала 20-го века, любят декларировать Маяковского с Есениным, грустить вместе с ямбами Блока и, кроме этого, забывают одного из самых самобытных поэтов Серебряного века— Велимира Хлебникова.

Велимир Хлебников, портрет работы Владимира Бурлюка, 1913
Велимир Хлебников, портрет работы Владимира Бурлюка, 1913

В этой статье хотелось бы больше внимания уделить его личности и эстетическому воздействию его творчества.

…И были многие и многия: и были враны с голосом: «смерть!» и крыльями ночей, и правдоцветиковый папоротник, и врема-тая избушка, и лицо старушонки в кичке вечности, и злой пёс на цепи дней, с языком мысли, и тропа, по которой бегают сутки и на которой отпечатлелись следы дня, вечера и утра… и стояла ограда из времового тёсу, и скорбеветвенный страдняк ник над водой, и было озеро, где вместо камня было время, а вместо камышей шумели времыши. (из стихотворения в прозе «Искушение грешника»)

Особенности творчества Хлебникова—это в первую очередь словотворчество, использование зауми( литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Неверно понимать заумь как отказ от смысла вообще (или как имитацию тех или иных речевых расстройств вроде шизофазии): механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные сочетания, а читателю — это (или какое-то иное) значение из них выделять. ) и присутствие мотивов языческой Руси.

-2

Ты знаешь: путь изменит пря,
И станем верны, о Перуне,
Когда жёлтой и белой силы пря
Перед тобой вновь объединит нас в уне.
(из стихотворения
«Гимн Перуну» 2, 198)
Плескиня, дева водных дел,
Радея красоте,
Играла и сияла, служила немоте
И крыльными грустильями воздела темноте.
(
НХ, 90)

О личности же Хлебникова лучше всего свидетельствует церемония его «коронования» как Председателя Земного шара(то есть члена утопического «Общества Председателей земного шара» или «Союза 317»,которое было основано Велимиром Хлебниковым в конце 1915 года, в Москве и,в которое вошли Маяковский, Бурлюк.... В его записях указано, что 19 и 20 декабря 1915 года им «основано Государство Времени».В это время Хлебников работает над «законами времени» и изучением числовой закономерности. )

Анатолий Мариенгоф так описывает это событие в «Романе без вранья»:

«Хлебников, в холщовой рясе, босой и со скрещенными на груди руками, выслушивает читаемые Есениным и мной акафисты, посвящающие его в Председатели.
После каждого четверостишия, как условлено, он произносит:
— Верую.
Говорит „верую“ так тихо, что еле слышим мы. Есенин толкает его в бок:
— Велимир, говорите громче. Публика ни черта не слышит.
Хлебников поднимает на него недоумевающие глаза, как бы спрашивая: „Но при чём же здесь публика?“ И ещё тише, одним движением рта, повторяет:
— Верую.
В заключение как символ земного шара надеваем ему на палец кольцо, взятое на минуточку у четвёртого участника вечера — Бориса Глубоковского.
Опускается занавес.
Глубоковский подходит к Хлебникову:
— Велимир, снимай кольцо.
Хлебников смотрит на него испуганно и прячет руку за спину. Глубоковский сердится:
— Брось дурака ломать, отдавай кольцо!
Есенин надрывается от смеха. У Хлебникова белеют губы:
— Это… это… Шар… символ земного шара… А я… вот… меня… Есенин и Мариенгоф в Председатели…
Глубоковский, теряя терпение, грубо стаскивает кольцо с пальца».

Велимир Хлебников
Велимир Хлебников

P.S.

Статья носит ознакомительный характер, и её автор надеется, что по прочтении статьи у вас появится желание познакомиться с Хлебниковым поближе.