Конфликты в межличностных отношениях были, есть и будут. Но также существуют и способы их разрешения.
Во-первых, следует осознать, что конфликт – есть. А далее – выбрать путь решения этой проблемы.
К. Томас и Р. Килманн определили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации, положив в основу классификации степень достижения цели и меру учета интересов противника:
- Избегание/Уклонение — стремление не участвовать в решении к. и отстаивать собственные интересы, желание выйти из конфликтной среды.
- Приспособление — старание смягчить к. и сохранить взаимоотношения, не сопротивляясь давлению другой стороны (особенно распространенно между подчиненными и руководителем).
- Соперничество/конкуренция – достижение своих желаний в ущерб другому.
- Компромисс — нахождение золотой середины благодаря взаимным уступкам.
- Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.
Некоторые психологи отдельно выделяют: подавление и переговоры, но такое дополнение не получило широкого распространения.
Оптимальное решение конфликта
Давайте взглянем на график урегулирования конфликта
Очевидно, что оптимальным способом разрешения напряженных взаимоотношений является сотрудничество. При таком подходе присутствует внимание как к своим интересам, так и к чужим. Получается, что обе конфликтующие стороны оказываются в выигрыше, что приятно в итоге для всех. Другие методы и способы неэффективны. Любой другой подход похож на перетягивание одеяла на себя – кто-то останется обделенным. А это значит, что конфликт не будет решен до конца.
Как же выглядит сотрудничество на практике?
Для начала стоит обсудить с противником, хочет ли он решить спорный вопрос или же нет. Если ответ утвердительный, можно приступить к выходу из сложившихся условий. Для этого следует придерживаться определенных правил:
- Разберитесь с причинами, приведшими к конфликту, с помощью взаимных вопросов. Оставьте эмоциональность в стороне, обсуждение должно быть максимально объективным.
- Не отказывайтесь от своей позиции, но и не заставляйте вторую сторону менять его точку зрения
- Внимательно подбирайте слова во время переговоров, чтобы не усугубить ситуацию.
- Предметом разговора должна стать конкретная проблема, а не человек.
- Главное – быть искренним. Сообщите обидевшей вас персоне о своих эмоциях и переживаниях.
- Принимайте эмоции партнера, попробуйте встать на его место и почувствовать то, что он переживает. Это поможет лучше другого человека и его мотивы.
- Если чувствуете, что противостояние затухает, простите своего оппонента, сообщите ему об этом.
- Если партнер не считает, что конфликт исчерпан, продолжайте разговор до той поры, пока не останется неразрешенных вопросов. Если же проблему невозможно решить совместно, то проработайте ее внутри себя, чтобы она в будущем не доставляла вам проблем. Простите себя и не зацикливайтесь на сложившейся обстановке.
Теперь вы знаете, как предупредить конфликт и как выйти из сложной ситуации, если она все-таки возникла. Предупрежден, значит, вооружен. Надеемся, эти знания будут для вас полезны и сыграют в вашей жизни положительную роль.
Желаем всем здоровья!
Оригинал статьи находится здесь.
Подписывайтесь на канал и получайте новые идеи для саморазвития.