Найти тему
Монастырский вестник

Наше сердце – инструмент в руках Бога

Игумения Домника – настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Матушка часто проводит духовные беседы с сёстрами обители. Её живые слова, образные, проникновенные, трогают душу, устремляют наш взор в небеса, отрывают от житейской суеты и повседневности.

Одну из недавних бесед она озаглавила: «Сердце – гусли, на которых играет Бог».

Такое, несколько неожиданное, название подсказала притча, рассказанная святителем Николаем Сербским: душа в ней сравнивается со старым сломанным музыкальным инструментом, на котором никто не умел играть. И только хозяин дома, возвратившись, смог взять инструмент в руки, стереть с него пыль и извлечь прекрасные звуки. Так и наша душа, созданная Богом для радости и блаженства, может быть воссоздана, обновлена Им, если воззовёт к Нему в молитве. Только рука Божия может восстановить то, что изломал и нарушил грех.

Матушка призывает торопиться творить молитву, стремиться к постоянному общению со Христом, не откладывая на потом, не жалея себя из-за усталости, нехватки условий для молитвы. «Будем каждый день призывать Христа так, словно у нас уже больше не будет ни другого дня, ни других условий. Будем сейчас, там, где мы есть, звать Господа Иисуса Христа, будем сегодня отрекаться от любых помыслов, мешающих молитве!» – говорит она.

Если же оставить свою душу в небрежении, то она скоро придёт в негодность и превратится в заброшенный, запылёный инструмент, на котором никто больше не играет. Душа, не ищущая Христа, не стремящаяся к Нему – мертва.

В качестве иллюстрации своих слов игумения Домника приводит рассказ А.П. Чехова «Крыжовник», где главный герой проходит путь от доброго, кроткого, живого, отзывчивого человека до бездушного и мёртвого, отдавшего свою жизнь накоплению средств для приобретения имения, в котором непременно бы рос крыжовник. В конце рассказа герой достигает цели, но при этом он полностью утрачивает человеческие качества. «Такой мертвой, пустой, холодной становится душа человека, когда он в своей жизни ставит перед собой какие-то мелкие цели и не живет Богом», – говорит матушка.

То, что наполняет сердце человека, определяет – живёт ли он или нет. Если человек помнит о Боге, стремится к Нему в молитве, заботится о ближних и т. д., то он живёт. Напротив, злые помыслы, обиды, гордость, земные увлечения могут полностью переменить человека, сделать его неживым.

Матушка рассказывает про одного подвижника из монастыря Симонопетра, которого звали отец Арсений. Когда он был юношей, у него были сложности с документами, поэтому он не мог официально попасть на Афон. Ему пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы обойти полицейских через непроходимый лес. Им двигала горячая любовь к Богу, желание служить Ему. Со временем ревность юноши стала угасать, он отдался ремеслу, преуспевал в труде, всё больше и больше оставляя монашеские обязанности и привязываясь сердцем к мирскому успеху в делах. В какой-то момент он достиг должности эконома в Дафни и преуспевал в торговле. Но при этом, как он сам вспоминал позже, оставил Христа, «отверг Возлюбленного». Бог же не оставил Своё чадо. Отец Арсений попал в шторм и чуть не погиб, носимый волнами в лодке по бурному морю несколько дней без еды и пресной воды. Только в таком ужасном состоянии он вспомнил о Боге и взмолился о помощи к Божией Матери, обещая стать настоящим монахом. Произошло чудо, лодка пристала к берегу, а монах вернулся в свою обитель, где исполнил обет и закончил свои дни в подвиге и молитве.

Познакомиться с биографией настоятеля и старца монастыря Симонопетра схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса) можно в материале "Жажда Бога. Жизнь и учение приснопамятного старца Эмилиана".

«Вот такая удивительная история. Представьте, как горело сердце отца Арсения, когда он только что пришел на Святую Гору. И от каких-то ничтожных увлечений, от помыслов тщеславия, от малого нерадения в молитве он дошел до того, что… совершенно оставил духовную жизнь. И только милость Господа и Божией Матери спасла его и вновь согрела его сердце для подвигов и молитвы», – подводит итог матушка Домника.

Не будем же менять общение с Богом на «кислый крыжовник» каких-то иных призрачный плотских целей, которые обманывают нас и опустошают душу. Пусть же ничто земное не заслоняет от нас Христа.

-2

Полную беседу с игуменией Домникой (Коробейниковой) «Сердце – гусли, на которых играет Бог» можно прочитать на портале «Монастырский вестник».