Услышав словосочетание “цветы в балете”, вы о чем подумаете? Полагаем, большинство подумает про те охапки, что выносят артистам после спектакля. Прекрасные, заслуженные букеты. Но мы не о них - хотя о традиции дарить цветы артистам стоит рассказать отдельно, и мы расскажем. Но сейчас мы о том, какую роль играют цветы на балетной сцене.
В современном танце, аскетичном и, в основном, посвященном возможностям тела, а не исследованиям окружающего мира, цветам места толком и нет. Зато классический балет это практически цветочное царство. Мы сейчас не считываем и трети тех посланий, которые могли считать современники великих премьер. А жаль, цветы умели рассказывать о многом.
Корсар
Замечательной способностью цветов являться говорящими посланиями отлично пользуются герои темпераментного, яркого «Корсара». Действие спектакля - на Востоке, а говорят, что язык цветов был придуман именно там - из-за множества табу, окружавших женщину. Лишенная других способов выразить свои чувства, девушка могла зашифровать сообщение, собрав и даже послав объекту своего интереса букет. Не просто цветы, а письмо, где каждый цветок говорил о чем-то своем. Это могло быть объяснение в любви, ответ на чувства, отказ, выражение доверия или нежности. Такой букет составлялся по правилам «селам», языка цветов.
И именно такой букет Медора и посылает Конраду в самом начале истории. Благодаря этому посланию он узнает, что девушка его любит. Какие там могли быть цветы? Выбор, на самом деле, был довольно большой. В самом деле, не должны были важные послания оставаться не собранными из-за того, что у какого-то цветка несезон!
Например, там могла быть амброзия, означающая «твоя любовь взаимна» или акация — «тайная любовь», глоксиния — «любовь с первого взгляда» или жимолость — «вечно твоя» или даже примула — «не могу жить без тебя!».
Цветы фигурируют и в дальнейших событиях. И все они важны.
Белая роза, которую Медора подносит Конраду, не подозревая о том, что она отравлена, для юноши имеет особый смысл. Помимо всего прочего, этот цветок — символ чистоты и невинности.
И наконец, розовые розы на костюмах девушек в «Оживленном саду» — это целый «букет» символов, от нежности и симпатии до намека на возможную влюбленность. Впрочем, не будем отметать эстетическую составляющую: розовый сад это просто очень красиво.
Спящая красавица
Не меньшее значение имеют цветы и для “Спящей красавицы”. Начать с того, главная положительная героиня спектакля, добрая фея - носит имя “Сирень”.
Фея Сирени олицетворяет силы созидания, поэтому ее часто считают «родственницей» Юноны, Афродиты, скандинавской Фрейи, выводящей солнце, славянской Лады. Сирень это образ весеннего цветения, древо жизни, цветок — знак вечной жизни, символ солнца и света. Именно она движущая сила истории. Заметим, впрочем, что над силами любви фея не властна — если бы принц не влюбился в прекрасное видение, ничего бы не вышло.
С Сиренью связана еще одна интересная деталь балета. Согласно Петипа, поздравить Аврору пришло 6 добрых фей - и это число не случайно. Фею Сирени сопровождает пять подруг, и все вместе они составляют вокруг нее тот самый пятилистник сирени, который, как известно, приносит счастье.
Еще одна важная деталь сюжета связана с цветами, которые преподносят Авроре ее кавалеры - потенциальные женихи. Этот штрих Петипа взял из Комедии дель арте. Цветок означал объяснение в любви, и если девушка принимала его, это означало ее согласие. Именно поэтому Аврора в классической редакции столь невежливо бросает подаренные цветы - она не нашла среди женихов свою любовь и отказывает всем. Жаль, что со временем про эту деталь стали забывать, и многие принцессы, нежно прижав цветы к груди, затем не менее нежно передают их маме…
Дама с камелиями
Знаете, почему книга, а вслед за ней и балет, называются «Дама с камелиями»? Да, ответ, конечно, очевиден. Камелии были любимыми цветами Мари Дюплесси (и, таким образом, Маргариты Готье). Причина ее выбора проста. У Мари был туберкулез, который, как известно, является болезнью легких, так что запахи она переносила с трудом. А камелии не пахнут. Помните, да? “Люблю богачей - у них нет сердца, засахаренный виноград - у него нет вкуса, и камелии - у них нет запаха”.
Всё так. Но был и еще один секрет. Известно, что в обществе она появлялась всегда с букетиком камелий или камелией, приколотой к платью. Двадцать пять дней в месяц цветы были белоснежными, а пять дней — ярко-красными. «Никто не знал, почему цветы менялись,» — писали деликатные современники Мари. Сейчас нам не трудно догадаться, что означали «красные» дни. Да, похоже именно так куртизанка сообщала о том, может ли ухажер рассчитывать на романтическое продолжение вечера или ему придется пару дней подождать.
Джон Ноймайер, поставивший балет, всегда подмечает подобные мелкие детали - так что, зная секрет, можно заметить, например, что при первом объяснении с Арманом Маргарита носит как раз красный цветок.
Гибель розы
Эта маленькая миниатюра - творческий союз трех гениев разных времен. Хореограф Ролан Пети взял за основу стихотворение Блейка.
Ты больна, бедняжка – роза,
Тайный червь в тебя вошёл -
Тот, что ночью крупнозвёздной
Оседлал попутный шторм.
Он проник в твой рай укромный
Цвета красного вина.
И его любовью тёмной
Жизнь твоя поражена.
Музыкальная составляющая - Адажиетто Малера, написанное в порыве нахлынувших чувств. История утверждает, что ноты Адажиетто Малер послал своей будущей жене без всякой сопроводительной записки, но она сразу поняла, что это объяснение в любви.
Впрочем, мы немного просчитались. Гениев, конечно, было пять. Костюм для этой миниатюры создал Ив Сэн Лоран - и он считался революционным по технологии изготовления, поскольку давал полную свободу движения. А вдохнула в балет жизнь великая Майя Плисецкая.
Видение розы
Розе посвящен и маленький балет Михаила Фокина “Видение розы” на музыку Вебера. Он прославился, прежде всего, благодаря легендарному финальному прыжку Вацлава Нижинского, но есть у этой изящной миниатюры и другие достоинства.
Если балет Пети основан на стихотворении Блейка, то Фокина вдохновил Теофиль Готье с его:
Отри сверкающие слезы,
Час пробуждения настал.
Взгляни — я только призрак розы,
Что приколола ты на бал.
Твоя рука меня сорвала,
Еще покрытую росой
И в шумном вихре карнавала
Весь вечер я была с тобой.
Теперь не время укоризны:
Мне так завидуют, любя!
И кто не отдал бы всей жизни,
Чтоб быть так близко от тебя!
Я смерти слышала угрозы,
Я не забыла ничего.
Всю ночь танцует призрак розы
У изголовья твоего.
Не бойся, в гробовом молчанье
Я De profundis не пою.
Душа моя — благоуханье,
И расцветаю я в раю.
Девушка, вернувшаяся с первого бала, засыпает в кресле, и во сне ей является призрак - аромат - розы, сопровождавшей ее на балу. Аромат обволакивает, приглашает к танцу - и растворяется к утру, оставляя лишь нежные воспоминания.
Сон в летнюю ночь
Очень важен цветок и для сюжета “Сна в летнюю ночь”. Вся путаница сюжета, его романтическая и комедийная составляющая завязана на заколдованном цветке, который Пэк подсовывает Титании и незадачливым влюбленным. Но, поскольку речь о комедии, то все в итоге заканчивается очень хорошо, а повторное использование цветка наводит порядок и в мире влюбленных, и в мире эльфов.
"Спите, спите сладким сном. Я тайком своим цветком Исцелю тебя, влюбленный. Пробудись, в нее вглядись, Прежним счастьем упоенный. Пусть пословица на вас Оправдается сейчас: Всяк сверчок знай свой шесток, Всякий будь с своею милой, Всяк ездок - с своей кобылой, А конец - всему венец".
Жизель
Ну и под конец расскажем про “Жизель”, балет, в котором цветы играют, наверное, самую важную роль. Апогей эпохи романтизма, спектакль на стыке миров, где-то между бытовым и потусторонним, весь наполнен символами, и цветы - одни из них.
Первый акт - земной, и на сцене царит простой полевой цветок - ромашка. Символ невинной и чистой любви и лучший инструмент для гадания “любит / не любит”. Жизель гадает на настоящей ромашке и получает правдивый ответ, который потом подтасовывает ее ветреный возлюбленный. Сходя с ума, Жизель вновь гадает на ромашке, теперь уже воображаемой, и спрашивает себя - ну как же так? Цветок ведь дал ответ!
Второй акт, романтический, потусторонний, и цветы там уже иные, более мистические.
К примеру, Мирта, королева вилис, держит в руках ветку розмарина (а не мирта, да!). Его принято считать одним из символов брака и преданной любви, но для нас важнее, что розмарин – погребальный символ.
Помните, где еще розмарин играл важную роль? «Есть розмарин. Он – для воспоминаний» - говорит Офелия в шекспировском «Гамлете». Да, за память об умерших также «отвечает» розмарин. Так что он очень уместен на кладбище. А вот почему он в руках Мирты приобрел волшебную силу и вызывает духи умерших девушек из могил, знают только народные поверья да авторы либретто. Кстати, цветок самой Мирты - лилия. Считается, что в нем она живет днем. И именно лилии приносит ей Жизель, пытаясь спасти Альберта.
Важная деталь - венки на головах у вилис. По разным теориям это или сочетание из асфоделусов и вербены, или флёр д’оранж или возможно как раз мирт. Так или иначе это - венки невест..
Ну и завершая разговор о растениях-символах в «Жизели», не можем не упомянуть и еще один цветок, очень важный для второго акта. С какими цветами приходит Альберт на могилу Жизели? На сей счет ведутся страстные споры, но все же большинство полагает, что речь о белых лилиях (возможно, в том числе, и водяных). Это самый естественный вывод, поскольку белая лилия – символ чистоты и невинности, этот цветок как никакой другой подходит чистой душе Жизели. Некоторые исследователи видят в лилиях прямую отсылку к иконе Богородицы «Неувядаемый цвет».
Привычная нам картина – Альберт, идущий под знаменитые 16 тактов гобоя с белыми лилиями. Но многие исполнители партии Альберта выходят и с белыми розами. В новой редакции Большого театра Алексей Ратманский, руководствуясь записями о первом исполнителе, дал своим Альбертам красные розы (это очень непривычно, да!) – но без лилий спектакль все равно не обошелся.
В разные времена, впрочем, к лилии относились по-разному. Был в истории отношений этого цветка с миром и такой период, когда именно лилией клеймили преступников (помните Миледи?). Одно время в Европе принято было использовать лилию на пышных похоронах. У Жизели таких, конечно, не было, но Альберт, как представитель высшего сословия, мог выбрать именно эти цветы. Интересно еще одно поверье, пришедшее из Германии: там считалось, что лилия обязательно вырастет могиле самоубийцы.
Какие еще балеты, где цветы играют важную роль, мы забыли? Подсказывайте :)