Найти тему

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Кучкова Лиля Анатольевна, старший преподаватель кафедры физической культуры, Омский государственный медицинский университет, г. Омск.

Аннотация статьи: В статье уделяется внимание низкой двигательной активности учащейся молодежи, делении учащихся на медицинские группы. Формам и методам организации занятий со студентами, которые по состоянию здоровья, освобождены от занятий по физической культуре.

Ключевые слова:физическая культура, двигательная активность, физические упражнения, упражнения ЛФК.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте Российской Федерации физическая культура представлена в высших учебных заведениях, как учебная дисциплина, и важнейший компонент целостного развития личности. Ежегодно в вузы страны поступает определенный процент студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Обучение в медицинском университете характеризуется усвоением большого объема информации в короткие сроки. Это может сказаться на психоэмоциональном и психофизическом состоянии студентов. Буквально за несколько лет увеличился процент студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья [1]. Успешность обучения в ВУЗе имеет тесную взаимосвязь не только в духовном, но и физическом состоянии здоровья. Недостаточная физическая активность, низкий уровень здоровья студенческой молодежи оказывают отрицательное влияние на функциональное состояние различных органов и систем организма, особенно ослабленных болезнью. Занятия физическими упражнениями и спортом способствуют профилактике различных заболеваний, восстановлению утраченных функций, являются одним из основных компонентов содержания здорового образа жизни будущих специалистов.

Одной из задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. Непосредственная ответственность за проведение занятий по физической культуре в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физической культуры. В зависимости от состояния здоровья, уровня физической подготовленности студентов, спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности организуется процесс обучения.

С целью определения состояния здоровья и распределения на медицинские группы, все студенты, поступившие на первый курс, проходят медицинское обследование, которое проводит врачебная комиссия, состоящая из врачей-специалистов [3].

Занятия для студентов, освобожденных от практических занятий, проводятся в теоретическом плане и в форме лечебной физической культуры в объеме двух часов в неделю. Обучающиеся принимают участие в судействе соревнований, составлении комплексов по ЛФК, со спецификой своего заболевания, так же принимают участие в учебно-исследовательской работе кафедры физической культуры, участвуют в научных конференциях.

Занятия по лечебной физической культуре содержат комплексы упражнений, направленные на общее укрепление здоровья. Для оценки объективных и субъективных показателей, а так же физического развития занимающиеся ведут дневник самоконтроля, где фиксируют наблюдения за состоянием здоровья: для подбора адекватной нагрузки при выполнении физических упражнений. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, посещают врача-специалиста, чтобы получить рекомендации по показаниям и противопоказаниям использования средств физической культуры. Физические нагрузки в целом должны быть адекватны физическому развитию, возрасту, полу студентов. Физические нагрузки в день занятий должны соответствовать физическому и психическому состоянию занимающихся, настроению, желанию, интересам и не должны превышать их возможности и способности. Занятия строятся таким образом: 1 раз в неделю под наблюдением преподавателя физической культуры, и занятия лечебной физической культурой 2-3 раза в неделю самостоятельно.

Одной из форм работы со студентами, освобожденными от практических занятий по физической культуре, будет научно-исследовательская. Основными задачами НИРС студентов в вузе являются:

-пропаганда науки в студенческой среде;

-развитие интереса к научной деятельности;

-повышение роли научных исследований в учебном процессе;

-выявление одаренных студентов, отбор кандидатов для поступления в аспирантуру.

Виды учебно-научно-исследовательской деятельности:

-реферативный;

-экспериментально-исследовательский;

-проектно-поисковой [2].

Таким образом, занятия физической культурой студентов, освобожденных от основных занятий по физической культуре, построены с индивидуальной, оздоровительной направленностью, способствуют повышению уровня знаний, активизации интереса физкультурно-оздоровительной деятельности, повышению адаптационных возможностей организма, формированию осознанного отношения к своим силам, самосовершенствованию.

Библиографический список

1. Иванова, Н.Л. Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ и вузов/ Н.Л. Иванова,М.:,-2012.-74 с.

2. Мандриков, В.Б., Мищулина М.П., Ушакова И.А., Аристакесян В.О., Замятина Н.В. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по физической культуре в специальном учебном отделении медицинских и фармацевтических вузов/ В.Б. Мандриков, М.П. Мищулина, И.А. Ушакова, В.О. Аристакесян, Н.В. Замятина.- Волгоград, 2013.-336 с.

3.Резенькова, О.В. Физическая культура студентов специальных медицинских групп: учебное пособие / О.В. Резенькова, И.Е. Шаталова, Л.Б. Лукина, МЦНИП.: Киров, 2013.- 54 с.