Найти в Дзене
Вандерласт

Стас Гайворонский: не ссы, а то собака укусит

Интервью

Чему учит работа на электромоторном заводе, можно ли написать книгу без вдохновения и стоит ли перечитывать то, что любил в детстве
Чему учит работа на электромоторном заводе, можно ли написать книгу без вдохновения и стоит ли перечитывать то, что любил в детстве

Стас — человек, благодаря которому я начала писать свою первую книгу. Занятия в ШТСГ — сплошное удовольствие. Внимательная, аккуратная и конструктивная обратная связь вдохновляет писать ранним утром, в обеденный перерыв и ещё немного перед сном. Хотя я тот ещё прокрастинатор.

Никогда столько не смеялась во время интервью и после, редактируя текст. Общение со Стасом можно сравнить с ощущением от газировки «Буратино» в детстве — делаешь несколько глотков, в носу щекотка, а внутри — праздник.

Хочу поделиться не только нашей беседой, но и тем, что сейчас Стас пишет новую книгу — «Несрочное фото. Путеводитель для тридцатилетних». Захватывающий и смешной травелог по городам, странам и людям, в поисках себя и счастья.

«Несрочное фото» — это старые плёнки и проявляющиеся на них картинки детства в девяностые годы, отрочества и бунтарства в нулевые и бурной деятельности по обретению своего места в жизни в уходящие десятые.

Книга посвящена всем внутренним детям, спрятавшимся во взрослых людях. Как говорит сам Стас: «Эта книга заставит вас смеяться, плакать и изменит вашу жизнь». И я ему верю.

-2

Во сколько лет ты написал свой первый рассказ, и о чём он был?

Я всегда вёл дневники, потому что меня заставлял дедушка. Каждое лето мы отдыхали в Португалии, и я должен был постоянно всё записывать и отправлять ему письма. Первым стал рассказ о том, как мы ходили на ЭКСПО-98. Это выставка, на которой все страны демонстрируют свои достижения — дурацкое явление.

В этом же году я написал своё первое стихотворение, а через год узнал про Хантера Томпсона и решил описывать все события в подобном стиле. Например, шёл на концерт, а после писал о нём основательный рассказ.

В 14 лет, как и всякий подросток, написал свой первый роман. Эротический рассказ про бандитов. Потом выкинул его в окно.

Когда меня спрашивают: «Как начать писать? Как развить вкус?» Я отвечаю, что надо начинать с десяти лет: ходить в кино, музеи и писать каждый день.

Как думаешь, сильно те или иные книги повлияли на твою жизнь?

Конечно. Причем случайные, незнакомые люди — авторы книг, повлияли на неё гораздо сильнее, чем родные. Это можно сравнить со случаем, когда ко мне в Тбилиси подошёл незнакомый человек со словами: «Ты очень похож на моего друга из Нью-Йорка. Такой же красавец и артист. Только нужно 10 кг скинуть и поменьше курить».

И после этой встречи я задумался о том, что и вправду неплохо было бы заняться спортом. Так случайные люди иногда влияют на нашу жизнь.

Ещё один случай. Мы с подругой Ассой гуляли в Тбилиси, и с нами разговорилась дама. Спросила: «Вы, наверное, художник?» Я ответил: «Да, начинающий». А она говорит: «Чтобы через год были известным художником!». Крейзи-напутствие дала. А я подумал: «А ведь и вправду, через год можно стать известным художником».

Также и с книгами. В детстве — это картинки, приключения: «Гулливер», например. В подростковом возрасте любая книга, которая зацепит — жизнь перевернёт, и эта жизнь может переворачиваться каждый месяц! Для меня такими книгами-переворотами стали «Над пропастью во ржи», «Степной волк» и «Глазами клоуна».

Да и до сих пор бывает, что-то зацепит. Но сейчас не хочется такого, потому что знаю, чем заниматься. Сейчас наоборот это «что-то» может сбить с пути.

-3

Когда учился в школе, думал что станешь писателем, и твоя жизнь будет связана с книгами?
Нет. Но когда лет в 12 увидел писателя по телевизору, то завидовал. Мечтал, чтобы меня тоже вот так пригласили сидеть там и выпендриваться перед всеми, что я писатель. Про писательский труд я не догадывался.

Каждый ли может начать писать или нужны специальные навыки или талант?

Каждый не только может, но и должен уметь написать порядочный текст. Потому что осмысленно доносить свою мысль в письменной форме — это то же самое, как знать, в какой руке держать вилку и нож.

Например, каждый человек может написать книгу про свою жизнь. У меня сейчас учится взрослая дама из Петропавловска-Камчатского. Курс ей подарил сын, чтобы она для внуков написала мемуары. И у неё хорошо получается.

Бывает так, что человек хорошо пишет, но в тексте нет взрыва. Знаешь, как в 90-ые продавалась конфета, которая на языке взрывалась. Можно с ней сравнить: читаешь и от образов в голове всё взрывается. А если так и не происходит, то всё равно этому взрыву можно научиться. Я учу как сделать в тексте внезапный «ход конём».

Не нужно сдаваться. Это я к разговору, что надо себя навязывать миру. После смерти ничего не хочу, а хочу здесь и сейчас.

Каждый может писать, талант необязателен. Но если он имеется — тем более, нельзя его закапывать и манкировать им — это преступление.

Читать дальше интервью со Стасом.

Если вы хотите видеть больше такого в своей ленте — ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Вандерласт в фейсбуке, инстаграме и на саундклауде.