Об удивительной церкви в Дубровицах знают многие. Она мелькает на буклетах МЦД, телевизионных заставках и многократно отснята в инстаграме и прочих соцсетях. Но мало кто из гостей, впечатлившись самим храмом, придает значение деталям. Но вы только подумайте - храм в том же примерно, что и сейчас виде, был готов в 1697 (по другим источникам в 1699 году). Да, освящение состоялось в 1704-м, но тому были причины, о которых вы найдете информацию в сети. Если коротко, то Патриарх Адриан не хотел освящать не очень русскую с виду церковь.
После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский . 11 февраля 1704 года местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах.
Но сегодня речь о деталях. В четырех нишах храма расположены скульптурные изваяния из белого подольского камня - его еще называют подольским мрамором (кстати на момент строительства церкви никакого Подольска не было - было село Подол, ставшее городом только при Екатерине Великой).
Так вот - скульптуры эти - задумайтесь - настоящие музейные экспонаты - стоят себе, ничем не огороженные, и каждый может прикоснуться к ним, прикоснуться к истории.
Сегодня посмотрим на Евангелиста Матфея, расположенного слева от входа в храм. Символы этого евангелиста - книга и ангел. С ними он и изображен у подножия храма в Дубровицах.
Вы можете полистать религиозную литературу или поискать в интернете, но мы тут кратко изложим, почему Матфей изображен с ребенком и книгой. Во-первых это не ребенок, а ангел. Символ человеческой природы Христа. На голове у него книга - конечно-же это Евангелие. Почему? Дело в том, что Евангелист Матфей - один из 12 апостолов - считается автором первого канонического Евангелия, которое так и озаглавлено Евангелие от Матфея.
Теперь посмотрим, что сотворило время и люди с этой скульптурой, созданной более 300 лет назад.
Как видим на фото, датированном 1950-ми годами, одна рука была утрачена еще в первой половине века. Тогда-же пострадало и лицо евангелиста. На этом снимке не очень хорошо видно, но, похоже, ног у ангела уже нет.
Для тех, кто не может сейчас приехать в Дубровицы, публикуем современное фото.
И напоследок пара слов о пропорциях. Люди с художественным образованием отмечают искажение пропорций статуй четырех Евангелистов в Дубровицах. Это дает им основание предположить что изначально они располагались (или планировалось) на высоте - тогда при взгляде снизу фигуры казались бы более естественных пропорций. Кстати все верховые скульптуры созданы с учетом этого оптического эффекта - приглядитесь к ним, когда приедете в Дубровицы.
Ни подтверждений, ни опровержений этой теории мы пока не нашли. На старых гравюрах статуи либо не прорисованы, либо есть. А в самом раннем описании храма детального расклада нет - храм описан в общих чертах.
Старинные фотографии храма и других евангелистов можно посмотреть на сайте нашего проекта "Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет".
Будем благодарны, если вы напишете пару слов о своих впечатлениях от посещения Дубровиц. Не стесняйтесь высказать, что вам не понравилось. Мы очень хотим, чтобы наш поселок стал еще привлекательнее для гостей и туристов и собираем все замечание и пожелания. И передадим куда следует.