Роберт Мэпплтроп (1946 – 1989) – американский художник, фотограф и деятель искусства, известный своими натюрмортами, изображениями цветов и фотографиями эротического характера.
Специфика мэпплтропского эротизма в том, что в его работах он проявляется в возвышенном смысле. В искусстве фотохудожника эротическое выступает в качестве эстетической категории, в которой прослеживается изначальный греческий корень слова "ἐρωτικός". На русский это слово можно перевести как "влюблённый", "страстный".
Основная заслуга Мэпплтропа в том, что он сумел привнести чувство влюбленности из мира плоти в мир искусства. В его кадрах нагие тела изображены возвышенными, как на полотнах Поля Гогена или работах Джорджо да Кастельфранко или Питера Пауля Рубенса.
В то время, когда Мэпплтроп создавал свои фотографии, эротика уже успела стать частью "низкой" культуры. Изображение эротического переросло в представление порнографического с большими эстетическими потерями. Можно сказать, в своих работах Роберт Мэпплтроп проделал обратный путь от "низменного" к "высокому", изменив печальное положение дел, о котором писала Сьюзен Зонтаг в эссе "Порнографическое воображение" (1967). И в этом – одна из главнейших его заслуг.
Эротизм Мэпплтропа текуч как эфир. Впоследствии им стали дышать и цветы, запечатлённые на снимках фотографа. Художник видел в человеческом теле ту же красоту, какая скрыта в цветах лилий, орхидей и других растений. Фотографии Роберта словно поют нам песню детей цветов: "Мы – одно, все мы – дети природы".
Это явное проявление эпохи, которая сформировала творческий метод Мэпплтропа. Но не только основная идея движения хиппи оказала воздействие на смысловое содержание его фотокартин. 70-е были и эпохой Энди Уорхола – вот ещё одна фигура изобразительного искусства, без которой невозможно представить пространство, в котором творил Мэпплтроп.
Не то чтобы юный Роберт, ещё только вырабатывающий собственную стилистику и эстетику, подпал под влияние уже известного и состоявшегося Уорхола или им вдохновлялся. Нисколько: Мэпплтроп чувствовал сходство метода, понимал, что именно делает Уорхол в своём искусстве – но нисколько не ставил его выше себя, трезво оценивая собственный творческий потенциал.
История творческих исканий Мэпплтропа запечатлена не только в его фотоработах, но в автобиографической книге Патти Смит "Просто дети". Мемуары, посвящённые светлой и продолжительной дружбе Роберта и Патти, повествуют о том, как оба искали свой художественный язык, пытались выйти свет и громогласно заявить о своём видении искусства. Снимки Патти были очень важны для Роберта: она была его ближайшим другом, музой и судьёй. Лишь после того, как она увидит свежие плоды творчества Мэпллтропа, тот мог считать работу оконченной.
Именно Мэпплтропу принадлежат фотографии, изображенные на обложках альбомов Патти Смит. "Horses", "Dream of Life"– о создании этих фотографий Смит также рассказывает в своей книге.
Можем заключить, что в творчестве Мэпплтроп следовал принципу "погони за прекрасным": стремился запечатлеть живое чувство, искреннее и вечное. Оно выглядело монументально: огромное впечатление производили на фотохудожника статуи. По словам Патти Смит, он даже намеревался заняться мраморным зодчеством. Неизвестно, успел ли мастер попробовать себя в этом деле, но он оставил поразительные по энергетике снимки статуй: гаргульи, демоны, ангелы… Отобрав от цельного изображения существа лишь малую часть, Мэпплтроп наделял её особым смыслом: вся мощь эффекта, который производит статуя на смотрящего, умещалась в повороте головы, портрете или фрагменте.
И во всех его снимках есть что-то личное, сокровенное. "Когда я рисую, я стою голый. Бог держит меня за руку, и мы поём вместе", – цитирует Патти Смит в "Просто дети" отрывок из записки, оставленной ей Робертом. И песня эта состоит из любви, прекрасного и стремления передать чувство, которое, пожалуй, ничто, кроме фотографии, выразить и не сможет.