Мы не однократно слышали, что Александр Македонский пьяница, алкоголик. Но с чего пошли эти высказывания?
Давайте посмотрим что пишут о нём древние авторы, о взрослом, половозрелом мужчине, прошу не забывать, сведения за 10 лет военного похода.
В источниках упоминается 26 македонских "симпозиумов", многие из которых описывают Александра как полностью пьяного.
Другие греческие источники описывают чрезмерную привычку Александра к возлияниям не ссылаясь на факты, а они таковы.
Юстина (9.8.15) '...[Александр] слишком любил вино...'. римский историк II - III в, симпатизирующий христианам.
Arrian (4.8.2)'...Александр уже принял новые и более варварские способы употребления алкоголя...", историк римского времени 2 в н.э.,
Курций (5.7.1) говорит об Александре и его товарищах"...омрачен его непростительной склонностью к выпивке...", римский историк 1 в н.э.
Ещё Курций пишет ( 6.2-4-5)"...он [Александр] проводил свои дни ,а также ночи на этих затяжных банкетах...';
Плутарх (Alex. 4.7)"...его горячность темперамента, заставляла его пить, а также он был склонен к вспышкам холерической ярости...". В то же время, для Плутарха пьянство не было чем-то плохим. "пьянство делает людей бешеными и безумными, словно они наполнились кровью предков" - пишет он, рассказывая нам об обрядовости в Риме.
Ephippus, per Athenaeus 10.434 A рассказывает о том, как Александр попытался перехитрить, известного выпивоху, Протея: '...наслаждался крепким телосложением на протяжении всей своей жизни, несмотря на то, что он был полностью посвящен практике питья..."
В другой раз Александр оплатил питьевой "конкурс", когда некоторые его участники, соревнуясь за призы, предоставленные Александром, пили до смерти. Каллистен был арестован и казнен вскоре после отказа выпить с Александром, который был оскорблен (Атеней 10.434 d; Плутарх Моралия 454d-e, 623f-624a). Чем-то это напоминает историю Петра 1.
В пьянстве римляне обвиняют и басилевса Филиппа, как представителя дикой, варварской страны:
"Если и был кто-нибудь во всей Греции или среди варваров, чей характер отличался бесстыдством, он неизбежно был привлечен ко двору царя Филиппа в Македонии и получил титул 'товарища царя' . Ибо в обычае Филиппа было славить и продвигать тех, кто прожигал свои жизни в пьянстве и азартных играх… Некоторые из них, будучи мужчинами, даже чисто брили свои тела; и даже бородатые мужи не уклонялись от взаимной скверны. Они брали с собой по два или три раба для похоти, в то же время предавая себя для той же постыдной службы, так что справедливо бы их называть не солдатами, но проститутками."
— Полибий, 8.11, ссылается на Феопомла, современника Филиппа.
И всё же, сведения о Филиппе противоречивые, например, утверждения Фоепомла о пьянстве Филиппа противоречат истории, рассказанной Полиеном, о том, как он выгнал из армии двух военачальников за то, что те пьяные привели с собой девушку из борделя.
Настолько Рим боялся и ненавидел Македонию и её правителей, что не брезговал искажать историю. Чем же опасны были они для принимающего христианства Рима?
У Геродота мы можем встретить рассказ, как пили Спартанские правители:
Причину такого помешательства, по Геродоту, называли сами спартанцы, которые прекрасно знали все обстоятельства жизни царя: при каждом приеме иностранных послов и по всякому поводу вообще он неумеренно пил неразбавленное вино, так что Клеомен заболел от пьянства. Отсюда видно, что древние эллины отмечали силу внешних (экзогенных), в частности алкогольных, факторов, могущих вызвать помешательство.
Аристотель пишет: Да и вино более приятно не тому, чья глотка
раздражена пьянством, так как они подливают в него уксус, но
тому, чей вкус не испорчен, а ведь именно он был учителем Александра.
А вот совет Гиппократа: Если голова болит от пьянства,—выпить котилию
чистого вина; если головная боль от другой причины,—
есть возможно более горячий хлеб с чистым вином.
Итак: детство Александра и его друзей:
Песнь виноградной лозы. Запах трав
Песнь виноградной лозы. Роса на цветах
Книги богато иллюстрированы автором.
Мы видим медицинское и ритуальное значение вина в Элладе.