Давайте поговорим о хукме таджвида. Хукм – религиозно-правовое обоснование в исламе, установление в отношении того или иного действия, шариатская норма; оценка человеческих поступков с позиции их допустимости в исламе.
⠀
А если по-проще – то обязателен ли таджвид❓
⠀
Таджвид – это изучение:
⠀
✅ махраджей букв (то, ГДЕ, в каких местах и с помощью каких органов речевого аппарата образуется звук)
⠀
✅ сыфатов (свойства букв; то, КАК образуется звук, что с ним происходит в речевом аппарате)
⠀
✅ украшающих сыфатов, которые и образуют то, что называется «чтением на распев» (напр, мадды-удлинения дольше естественного мадда на 2 счёта, правило ихфа и др.)
⠀
И про обязательность соблюдения каждого из аспектов таджвида я отвечу, конечно, не своими словами. А словами Аймана Рушди Сувейда (араб. أيمن بن رشدي سويد; 26 июня 1955, Дамаск, Сирия) — исламский богослов, чтец Корана (кари), автор ТВ лекций по таджвиду.
⠀
В одной из лекций, которую можно найти на YouTube с рус. субтитрами, он говорит следующее (я сжала его слова, чтобы было короче и понятнее):
⠀
«Высказывания в этой области – между чрезмерностью и упущением.
⠀
Некоторые проявляют строгость 🤨 и доходят до степени отпугивания, отвращения, устрашения: «Кто не читает Коран с таджвидом – тот грешник» и т.д.
⠀
Некоторые делают послабление 🙃 и говорят: «Важно, чтобы чтение было правильным. Оставьте таджвид, его изобрели учёные»
⠀
Места образования букв (махрадж) чтец должен соблюдать так, как это пришло от Пророка Мухаммада ﷺ.
⠀
НЕсоблюдение мест образования букв (махраджа) – ХАРАМ ❌, потому что это искажает смысл. (представьте, вы в каком-ниб. русском слове замените одну букву на др. – можно исказить смысл вплоть до противоположного).
⠀
Свойста (сыфаты) делятся на 2 ✌🏼 вида:
⠀
1️⃣ Свойства, которые выводят букву из её области, превращая в др. букву, и при этом МЕНЯЕТСЯ СМЫСЛ – их соблюдение обязательно (ваджиб). Несоблюдение – ХАРАМ ❌.
⠀
Напр ط твёрдая, а ت мягкая:
⠀
الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ (перевод «Развод»)
⠀
С ошибкой التَّلَاقُ مَرَّتَانِ (перевод уже будет «встреча»)
⠀
Смысл разный в зависимости от твёрдости букв.
2️⃣ Второй вид сыфатов – украшающие, улучшающие. Т.е они добавляют букве красоты, и делают её произношение таким, как во времена Пророка. Но их оставление НЕ МЕНЯЕТ СМЫСЛ текста. Напр:
- Если прочтём неверно [кхъОО], а не [кхъАА] в словах خَالِدِينَ فِيهَا
- Если сделаем мягкую Ра в «аРРахма́н-аРРахи́м», а она должна быть твёрдой.
- Если прочтём чёткую «Нун» в словах وَ فِي أَنْفُسِكُم , когда она должна читаться нечётко.
- Если не сделаем мадд-долготу мутассыль перед хамзой на 4-5 счетов, а он там должен быть.
Смысл не изменился.
Какой здесь хукм тогда❓ По-разному:
❌ если оставление украшающих и улучшающих свойств было при обучении и устной передаче – это тоже ХАРАМ, т.к это ложь в передаче (для других).
🟢 если читает для себя:
А) если учился произношению и знает его отлично, но просто ленится применить сыфат – НЕ ХАРАМ, а недостаток.
Б) про тех, кто просто читает для себя, не учат правила основательно говорят: «ты отказался от совершенствования, и против тебя ничего нет».