Мультипликация всегда занимала особое место в сердце зрителей всех
возрастов. Со времен создания первого мультфильма прошло уже почти
сто лет. С тех пор мультипликация претерпела множество изменений и
прошла путь от простых черно-белых коротких зарисовок до
полнометражных анимационных фильмов, кадры которых сложно
отличить от реальности. Сегодня эта индустрия является одной из самых
прибыльных, широких и быстроразвивающихся, благодаря технике и
труду режиссеров всего мира.
Многим кажется, что мультфильмы созданы исключительно для детей,
но эта мысль опровергается, если углубиться в тенденции современной
мультипликации.
Еще несколько десятилетий назад арсенал художника-мультипликатора
состоял из карандаша, бумаги, красок и пластилина, а на создание
картины уходили годы и труд нескольких сотен людей. Сегодня же
современная техника позволяет процесс облегчить и ускорить, но теперь
для создания мультфильма недостаточно иметь только художественные
навыки. Трехмерные технологии стали одной из главных тенденций
современной мультииндустрии. А мультипликаторам для качественной
работы стали необходимы знания компьютера и графических программ.
Еще одна тенденция — стремление к максимальной степени
натурализации и детализации, какой, например, прославилась студия
“Pixar”. Это позволяет не додумывать изображение на экране, задействуя
собственную фантазию, а дать современным технологиям выполнять эту
функцию. Эта особенность принесла студии огромную популярность.
Учитывая кассовые сборы от наиболее известных работ студии, таких как
«История игрушек», «В поисках Немо», «Корпорация монстров», это
самая успешная компания с коммерческой точки зрения в истории
кинематографа.
Всю анимацию можно разделить на два стиля: восточный и западный. Благодаря совместным усилиям студий “Disney” и “Pixar” в 2014 году появился мультфильм “Город героев”, в котором место нашли оба этих стиля. Причина в том, что многие западные мультипликаторы выросли на мультфильмах Хаяо Миядзаки, которые стали культовыми восточными картинами. Это смешение стало неизбежно, так как разные культуры стали проникать друг в друга, что стало еще одной важной особенностью современной индустрии мультипликации.
Еще одна характерная особенность — затрагивание более глубоких тем в картинах. Безусловно, эту тенденцию мы можем наблюдать не только у современных мультфильмов, но и у известных советских анимаций, таких как “Ну, погоди!” или “Простоквашино”. Но самое главное отличие - это аудитория картин прошлого поколения и нынешнего. Мультфильмы студии “Союзмультфильм” ориентированы на младшую аудиторию, в них “на пальцах” объясняются понятия “добро” и “зло” и описываются самые простые моральные ценности. В картинах современности же прослеживаются более глубокие проблемы, так как многие из них ориентированы не столько детей, сколько на подростков и взрослых.
Разберем эту тенденцию на примере “Рика и Морти” - анимационного сериала, созданного актером Джастином Ройландом и сценаристом Дэном Харманом,и который стал неотъемлемой частью современной поп-культуры. Во-первых, в сериале четко прослеживается проблема отцов и детей, смены поколений, так как мы видим взрослого — Рика и 14-ти летнего подростка — Морти, между которыми так или иначе существуют противоречия. Рик, вопреки тому, к чему мы привыкли, не враждует с Морти в открытую, а держит его рядом, постоянно уничтожая его эго, унижениями лишая решимости хоть когда-либо пойти против него. Хорошая метафора на критику, с которой старшее поколение часто обрушивается на более молодое.
Так же в сериале хорошо видна и семья Рика и Морти, в которой слишком много проблем, чтобы их не заметить. Так, например, Бэт, мать Морти, постоянно задается вопросом, не уйти ли ей от мужа-неудачника, а кроме того страдает от нереализованности в карьере: она работает кардиохирургом-ветеринаром, делая сложные операции лошадям, имея при этом тягу к алкоголю. При этом в мультфильме можно разглядеть столкновение двух личностей: Рика и его зятя Джерри. Джерри – типичный семьянин, старающийся быть любящим отцом и правильным мужем, а Рик – безумный ученый, «строящий роботов по приколу» и уничтожающий целые миры. Эта игра на контрастах показывает столкновение заурядности и абсурда. Рик постоянно ставит под сомнение общественные ценности, не принимает этики и морали. Наблюдая за Риком, можно легко разочароваться в нем как в хорошем человеке.
«Рик и Морти» пропитан экзистенциальным восприятием мира и философией Альбера Камю в частности. Сериал регулярно поднимает вопрос о смысле жизни, бытия и самого человечества. С точки зрения экзистенциализма жизнь не имеет никакого смысла, ведь, как сказал Камю, все люди смертны, и с ним сложно спорить. А сквозь весь мультфильм проходит мысль о том, что не стоит копаться в смысле происходящего: это лишь ухудшит твою жизнь.
И таким образом мы можем видеть в мультфильме те вещи, которые будут понятны только взрослому человеку, а современная анимация делает картинку интересной для восприятия. Ведь ходе своего развития мультипликация претерпела множество изменений, но неизменным осталось одно — любовь зрителя. А эти тенденции, свойственные по большей части современности, позволяют создавать картины, интересные не только детям, но и взрослым.
И таким образом мы можем видеть в мультфильме те вещи, которые будут понятны только взрослому человеку, а современная анимация делает картинку интересной для восприятия. Ведь ходе своего развития мультипликация претерпела множество изменений, но неизменным осталось одно — любовь зрителя. А эти тенденции, свойственные по большей части современности, позволяют создавать картины, интересные не только детям, но и взрослым.