204 подписчика

Протоиерей Валентин Петрович Ястребцев (1899-1988)

325 прочитали

протоиерей Валентин Ястребцев+1988
протоиерей Валентин Ястребцев+1988

Отец Валентин Ястребцев родился в с. Вановье Моршанского уезда 1 апреля 1899 года. В памяти односельчан сохранилось предание, что купель, в которой крестили о. Валентина, когда он был младенцем, внезапно озарилась ослепительным солнечным светом.

Все это заметили и кто-то сказал: "Ну этот ребенок особенный. Это что-то значит. Какое-то знамение свыше".
В детстве у о. Валентина была любимая игра - он сдвигал стулья и говорил: "Это алтарь, сюда нельзя". Развернув платок, завязывал на груди - это была фелонь. К веревочке привязывал камушек - это было кадило. Помахивая этим "кадилом", он все время пел: "Слава Тебе Боже", "Господи, помилуй".
маленький Валя со своим папой протоиереем Петром Ястребцевым
маленький Валя со своим папой протоиереем Петром Ястребцевым

Учился в г. Шацке. До начала Гражданской войны успел закончить только два класса Тамбовской духовной семинарии. Об этом времени о. Валентин вспоминал: "Царица была немка и большое число министерских портфелей было в руках немцев. Вредительство было на каждом шагу. А царица тем временем со своей свитой обходила госпитали и проявляла к раненым жесты милосердия, дарила немцам золотую монету, а русским иконки. Живя в общежитии мы отказывались от чая и от 3-го блюда, жертвуя для нашей армии".

В 1918 году Валентина Петровича забрали в Красную Армию и до 1922 года он служил на Кавказе рядовым красноармейцем.

После возвращения домой в 1924 году, был рукоположен во иереи в Свято-Троицком соборе города Моршанска, епископом Моршанским Иоанном (Георгиевским) и назначен в приход церкви с. Савинские Карпели (теперь Сосновский район).

Здесь о. Валентин прослужил 5 лет (до 1929 года), когда был первый раз арестован и отправлен на 5 лет в ссылку в г. Мурманск (по другим сведениям на Соловки).

отец Валентин
отец Валентин

По возвращении из ссылки о. Валентин служил в церкви с. Чернояр Моршанского уезда. Но в 1937 г. последовал новый арест. Забирали осенью.

Об этом событии его дочь Зоя вспоминала: "Подъехала черная машина к дому, папа держал меня на руках. Они ничего не объяснили, только приказали: "Ребенка отдай и с нами...".
   Отец Валентин Ястребцев родился в с. Вановье Моршанского уезда 1 апреля 1899 года. В памяти односельчан сохранилось предание, что купель, в которой крестили о.-4

На этот раз батюшку приговорили к 8 годам лишения свободы с отбыванием срока исправительно-трудовых лагерях. Отбывал в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Работал на лесозаготовках. Однажды он упал и сильно ушиб ногу. Его перевели в госпиталь. После выздоровления оставили при госпитале санитаром. Там о. Валентин проработал до своего освобождения в 1943 году. Освободили досрочно, по инвалидности. Об этом времени он впоследствии вспоминал: "Я 11 лет работал по заданию Совета обороны возглавляемом Ежовым, потерял трудоспособность и в 1933 году был освобожден как инвалид.... Во время Великой Отечественной войны участник боев на трудовом фронте...".

По возвращению в Тамбов о. Валентин был назначен священником в с. Горюнки, Сосновского района, но в 1947 году был переведен в с. Новотомниково, Моршанского района, где служил вплоть до своего ухода за штат в 1983 году.

За годы своего служения о. Валентин очень много сделал для восстановления храма, который являлся памятником архитектуры. Для его поддержания государство выделяло мало средств. И на это о. Валентин тратил свои личные сбережения. Так в 70-е годы он покупал песок и другие строительные материалы, чтобы укрепить край оврага на берегу которого стоял храм.

А представителям власти в лице уполномоченного писал (в 1978 году):

"Вот, сидя в уютном кабинете, у вас все в розовом свете. Вас совершенно не интересует, как работают люди в таких тяжелых условиях. Вам только и снится побольше взять".

Батюшка отличался прямотой, не любил неправды и всячески боролся с проявлением ее невзирая на лица. В то сложное время он старался жить так, как ему велит его христианская совесть. В 50-е годы, несмотря на запреты властей, отслужив панихиду, он всегда сопровождал процессию с телом покойника до места погребения.

А на неоднократные предупреждения властей отвечал:

"Дайте письменное распоряжение, что Вы меня хотите превратить в антирелигиозного агитатора".

Прихожане его очень любили. Новотомниковская Благовещенская церковь по количеству посетителей была одной из первых в районе. Он был, что называется, безотказным батюшкой. Если нечем было заплатить за требу, никогда не настаивал, а тем, кто к нему обращался за помощью всегда помогал, чем мог.

Еще одна сторона его деятельности - это активное участие в борьбе за мир. И то была принципиальная позиция, а не дань времени. Взносы его в Фонд Мира были добровольны и регулярны. За это о. Валентин имел благодарность от правительства.

А объясняя свою миротворческую деятельность, говорил:

"С детства, я воспитан в любви к Родине, а поэтому вся моя долгая сознательная жизнь всегда побуждает сердечно служить Родине".

И в участии в миротворческом движении он видел одну из форм выражения этой любви.

Показательный такой случай, произошедший в 1962 году. В приход о. Валентина был назначен 2-й священник о. Стефан Золотницкий. Это был человек пожилого возраста, к тому же больной. И вот, в марте 1962 года, представитель администрации Колодин проводя ревизию доходов, стал издеваться сначала над о. Валентином, заявляя, что тот скрыл часть дохода, а затем, поняв, что запугивания на батюшку не действуют, пошел к о. Стефану. Тот оказался послабее, и слова ревизора повергли его в состояние сильного ужаса, так что он не спал всю ночь, а утром ушел из дома и не возвращался до тех пор, пока Колодин не покинул село. Вся эта история настолько возмутила батюшку, что он тут же написал письмо уполномоченному, в котором, в частности, говорил:

"Где и в каком законодательстве предусмотрено раскулачивание нищих, где найдете такого деспота, который бы облагал налогом, намного превышающим доход? Кто дерзнет обреченного на голод заставить работать целый год?".

Как видно из этих слов о. Валентин очень тяжело переживал бесправное положение духовенства в советском обществе. Развивая свою мысль, далее он писал:

"Ведь мы теперь не миссионеры, а жалкие, порой трусливые хранители прошлого. У нас давно отняты вожжи, а заменены грубым ошейником".

О. Валентин, знавший как жила церковь в дореволюционное время и имевший возможность сравнивать, был очень огорчен тем положением, которое сложилась к концу 70-х - началу 80-х годов. Удручало его, что существует некоторая холодность в отношениях между архиереями и духовенством, сельским духовенством и городским, что нет единства между пастырями и паствой. Беспокоило его и то, что церковные обряды исполняются часто "без должного благоговения, только по традиции, внешне", что органы власти без конца довольно бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела церкви.

Близкие вспоминали, что батюшка не вкушал мяса, был очень неприхотлив в быту, довольствовался малым, не любил никакой роскоши. Господь наделил о. Валентина даром экзорцизма (изгнания бесов). Будучи в ссылке, батюшка тяжко заболел и уже на караю гибели, взмолился к Богу, дав обед, если останется жив, то будет помогать людям, изгоняя из них бесов.

Родные его вспоминают, что отчитывать больных он стал еще до войны, вернувшись из первой ссылки. После войны, когда батюшка стал служить в Новотомниково, к нему приезжало много больных. Приезд бесноватых о. Валентин предчувствовал. Начинало ломить кости, тело болело. Чаще приезжали постами, но некоторым он назначал особо. Приезжие жили в сторожке, для них готовили пищу, причем продукты покупались на деньги о. Валентина.

Последние годы жизни о. Валентина были скорбными. Умерла жена, которую он очень любил и сильно тосковал по ней. Но служба в церкви и заботы о людях несколько рассеяли эту тоску. В 1983 году о. Валентин вышел за штат, однако оставался почетным настоятелем. В храм вместо него был назначен молодой батюшка, который невзлюбил старца. В один из больших праздников о. Валентин во время литургии молился в алтаре. По окончанию литургии он хотел вместе с новым настоятелем отслужить праздничный молебен, но тот сказал: "Служить не допущу", чем доставил батюшке большое огорчение. Жалуясь уполномоченному о. Валентин писал:

"Инцидент произвел на меня страшное неизгладимое впечатление. Я потерял самообладание, вторые сутки не могу остановить рыдания...".

К батюшке приезжало много священников за советом и за духовной помощью. Один из них, о. Александр (Тараканов), посетивший о. Валентина незадолго до его смерти, рассказал такую историю. Когда он приехал в село и зашел к батюшке, тот очень обрадовался ему и сказал, что месяца три назад ему явился бес и пригрозил: "За то, что ты мне столько досадил, я сделаю так, чтобы к тебе после твоей смерти не приедет ни один священник. И похоронят тебя, не отпев". И действительно, проходит время и ни одного гостя-священника, хотя раньше почти каждый день кто-нибудь приезжал. Батюшка, стал сильно беспокоиться, думая, что слова злого духа уже начинают сбываться, но тут приехал о. Александр.

последние годы служения отца Валентина
последние годы служения отца Валентина
За несколько месяцев до своей смерти о. Валентин слег, редко вставал. Болей если они и были, он никак не показывал, только в последнюю ночь, когда боли усилились, стонал, не спал. Потом боли вдруг прекратились и батюшка тихо умер, как уснул. Произошло это 17 марта 1988 года.
Могилка дорогого батюшки Валентина Ястребцева
Могилка дорогого батюшки Валентина Ястребцева

Воспоминания исцелённых по молитвам о. Валентина

Рудакова Нина Михайловна

Посещала протоиерея Ястребцева с 1979 года в связи с тяжелым заболеванием от которого о. Валентин исцелил меня совершенно, до такой степени, что в настоящее время я абсолютно здорова и совсем забыла о том, что когда-то так тяжело была больна. У меня была раковая опухоль женских органов. Врач Бутырская дала направление в стационар, она сказала, что мне надо срочно сделать операцию. 10 дней я сдавала анализы. Анализы были очень плохие, низкий гемоглобин. Я пришла в больницу, но мне сказали, что пока мест нет, просили придти через 2 дня. За эти 2 дня я решила съездить в Новотомниково к о. Валентину. О нем я случайно услышала от знакомых. Протоиерей Валентин сразу сказал, что операцию делать не надо, что это демонская болезнь, что она излечивается постом и молитвой. Сначала я не могла заходить в храм в связи с сильным кровотечением. Но по мере того, как о. Валентин за меня молился, кровотечение становилось меньше и исчезло вскоре совсем. В пост съезжалось много людей из разных мест: из Москвы, Владимира, Тамбова даже с Украины приезжали, не говоря уже о близлежащих селах. Было человек 20-30. С понедельника по пятницу жили все у о. Валентина. После утренней молитвы, умывшись, принимали просфору со святой водой. Затем о. Валентин начинал молитву "Чин изгнания злых духов". Молился долго, часа 4-5.

Всякий раз прочитывал много молитв, всегда прочитывал один за другим 3 акафиста, псалмы, молитвы. Во время заклинательных молитв люди начинали выкрикивать что-то, обругивать о. Валентина, говорили в них какие-то злые, страшные голоса - голоса-бесы. "Что ты нас мучаешь, седой. Замучил нас, ох тошно. Когда ты сдохнешь. Старый, а силен. Все корни подрезал, выхожу. Куда мне выходить?". Иногда о. Валентин отвечал: "В бездну", и снова продолжал молиться. Утром моление продолжалось часов 4-5. Затем мы обедали. Немного отдыхали, а с 15 часов снова начиналось моление, если зимой, а летом позже в 17 часов. И снова молитва продолжалась часа 4, иногда и больше. После этого моления читались молитвы вечерние и ложились спать. Каждый получал по 3 подушечки не больших, на них спали. О. Валентин держал запасы продуктов для паломников и кормили нас всех у него постной пищей: пшенный суп, картофель, огурцы, вермишель, чай, капуста, овощи и прочее.

Через несколько дней боль утихла, кровотечение прекратилось и я стала чувствовать себя лучше. В субботу и воскресение о. Валентин никогда не совершал этих общих молитв за нас и в эти дни мы разъезжались по домам. В понедельник снова приезжали. И так весь пост. В течении всего поста о. Валентин совершал молитву за нас 2 раза в день. Вскоре у меня исчезли все симптомы болезни. Я почувствовала себя совершенно здоровой, и о. Валентин сказал: "Ты больше болеть не будешь".

Мой муж сильно выпивал, часто угрожал меня убить, кидался с топором. С 1978 г., после молитвы о. Валентина, он стал спокойнее, пить стал меньше и реже, иногда признавал свою вину, что нехорошо делает.

В настоящее мы живем спокойно, вражда, драки прекратились, пьянки больше нет. Муж стал носить крест, изредка ходит в храм, однажды хотел исповедоваться, но венчаться пока не хочет.

Рябова Раиса Алексеевна

В 1980 г. появилась жгучая боль в груди, внутри как бы горело, жгло. Обезболивание помогало, но ненадолго. Лекарства, лечение в больнице не помогло.

Помогли молитвы о. Валентина. В настоящее время (1998г.) самочувствие прекрасное, трудоспособна. Основная деятельность - во славу Божию и во спасение души (Работает в просфорне Покровской церкви - прим. сост.).

Белова Мария Константиновна

В 1985 г. о. Валентин, своими молитвами помог освободиться от тоски и болезни. Была боль в груди. Подозрение на злокачественную опухоль. Врачи предлагали операцию. О. Валентин не посоветовал делать операцию. Во время постов ездила к нему на молитву. В настоящее время здорова, трудоспособна.

Вера Трофимовна, уроженка с. Вановье, Моршанского района

Долгое время страдала душевной болезнью, все считали сумасшедшей. Лечилась в психбольнице, но безуспешно. После долгих мучений приведена была родственниками к о. Валентину. Этим и была спасена. Жена о. Валентина матушка Серафима Александровна оставила в своем доме помогать по хозяйству. После смерти матушки, приняла на себя все заботы по дому, приветливо встречала приезжавших людей, готовила для всех пищу, ночлег, всем рассказывала, как по молитвам о. Валентина Господь исцелил. Умерла через полгода после смерти о. Валентина.

Рогожина Елена, уроженка с. Карели

Инвалид детства, душевная болезнь, страх, беспокойство, тоска, слезы без причин. После молитв о. Валентина все симптомы душевной болезни исчезли. Полюбила молитву, храм, стала усердно читать Евангелие.

Жмаева Варвара Тихоновна, 1941 г. р., г. Тамбов

(умерла в 1991 г.)

У меня была диабетическая кома, я потеряла сознание, никого не узнавала, была в очень тяжелом состоянии несколько дней. Дочь моя поехала к о. Валентину. Он дал святой воды и сказал: "Торопитесь, каждая минута дорога, этой водой умой больную и постарайтесь, чтобы хоть каплю она проглотила, а я за нее буду молиться". От судорог рот был так сильно сжат, что разжать губы было невозможно, но как-то мои дети сумели все сделать, как сказал о. Валентин. Вскоре после этого поправилась.

Маленкова Ираида Васильевна

Через пять лет после смерти о. Валентина у меня заболела нога. Сначала были прыщи, потом слились в язву, потом появились трещины, из которых вытекала густая клейкая жидкость. Ощущался невыносимый зуд вокруг язвы. Врачи сказали, что это аллергия, выписывали лекарства и мази, но ничего не помогало. Нога распухла так, что уже невозможно было приспособить никакую обувь. Тогда я поехала на могилку к о. Валентину и просила его помолиться обо мне. И он помог. В тот же день утих зуд, а утром когда сняла бинты, увидела, что все трещины затянулись новой кожицей и все исчезло: краснота, опухоль, гной. На 2-й день я уже забыла, что болела нога - она приобрела совершенно нормальный вид.

Плотников Ивано Матвеевич, с. Чащино Мучкапский р-н

Лежал, не вставая. Врачи сказали, что долго не проживу. Был почти мертв, ничего не ел, истощен до того, что имел вид скелета, обтянутого кожей: лицо землистого цвета, ощущал страшные боли в области печени, ноги болели, не мог вставать, болела спина, тошнота, рвота. Когда привезли к о. Валентину, кричал, ругал его, плевал ему в лицо. Всего меня ломало, угрожал тем, кто привез к о. Валентину. Батюшка крестил меня и говорил: "Ничего, ничего я тебе рога сломаю".

После молебна появился аппетит, стал понемногу принимать пищу, исчезла боль в суставах, в печени, стал вставать, сам молился. Раньше креститься не мог, пальцы сводила судорогой, какая-то страшная сила отводила пальцы и руку в обратную сторону, чтобы не дать возможности осенить себя крестом.

В 1977 году наступило почти полное выздоровление. Аппетит нормальный, вернулась трудоспособность, стал ходить, уже не лежал. Никакие болезни больше не тревожили. Теперь верующий. Посещаю храм, читаю Св. Писание, молюсь.

Козлова Зинаида Тимофеевна, с. Татаново

Работала много лет учительницей русского языка в Татановской СШ. Болезнь началась с желудка. Постоянная тошнота, рвота, потеря аппетита. Боль в желудке, истощение. Лечилась в больницах, даже в Ленинграде в медицинском институте, оттуда отвезли в бессознательном состоянии, думали, что безнадежна. О. Валентин помолился и вот результат: все симптомы болезни исчезли. Когда привезли к о. Валентину, при виде храма громко залаяла, потом рычала, обзывала о. Валентина, кричала, плевала в него, говорила: "Ненавижу тебя, ты убиваешь меня, замучил ты меня седой". А он отвечал: "Ох, какой ты страшный". Стоило о. Валентину положить руку мне на голову, падала в обморок.

Вера Жерихина, г. Тамбов

Душевно больна. Мучила тоска, бессонница, головные боли, страх. Посетила о. Валентина в 1982 году, после его молитв нормализовался сон, исчезло чувство беспокойства, утихли головные боли.

Коршунов А.Е., г. Моршанск

Инженер-строитель. Приступы тяжелой душевной болезни довели до инвалидности. С 1978 года по молитвам о. Валентина состояние полностью улучшилось, и вскоре полностью восстановилась работоспособность. В газету "Согласие" написал статью об о. Валентине. В 1998 году один построил церковь в с. Коршуновке.

Георгий Дубровин, с. Горелове, 1938 г. р.

Душевная болезнь, буйный, беспокойный. После молитв о. Валентина приступов болезни больше не было.

Рябова Зинаида Алексеевна, 1928 г. р., г. Тамбов

Боль в груди, тоска, бессонница, слабость. В 1979 году 3 раза была на отчитке у о. Валентина. Полностью исцелилась.

Воеводина Зинаида Тимофеевна, 1926 г. р., с. Татаново

Первый раз была у о. Валентина в 1970 году. С тех пор ездила к нему каждый пост. Лечилась у разных врачей, ставили разные диагнозы. Были сильные головные боли, рвота, обмороки, бессонница, раздражительность, судорожные состояния. Делали снимки головы, предлагали делать операцию, обследовалась в больницах им. Боткина, им. Бехтерева. Опытные врачи, верующие, говорили, что у меня не болезнь, а как говорят в народе "порча". По молитвам о. Валентина исцелилась. На него лаяла и рычала. Ругала его, слышала изнутри голос: "Замучил ты меня, седой. Ты меня убиваешь. Ох, тошно. Помогите".

Если статья была интересной, ставьте "нравится" и подписывайтесь на мой канал :)