Найти тему
Изнанка

Где купить винил в Питере: интервью о работе магазина пластинок в период пандемии и до него

Я владелец магазина музыки и фильмов Фонотека в Санкт-Петербурге. 12 лет назад я поняла, что физические носители, а особенно винил, всё ещё востребованы. Тогда винил был все еще мертв, но заинтересовал меня тем, что очень хорошо вписывался в то, чем занимался мой магазин. Это была настоящая культурная ценность. И я начала искать, у кого я могу покупать винил. Нашла, и мы начали его продавать. И он совершенно не был востребован. Конечно, нам очень сочувствовали.

Сейчас все изменилось, но тогда таким безнадежным делом можно было заниматься только обладая изрядной долей романтизма. Начинала я покупать винил у таких же романтиков, коллекционеров винила, которые сохранили свои коллекции с советских времен. У друзей Цоя, в частности.

Немного расскажу об открытии самого магазина Фонотека. Никаких технических преград не было. Сняла помещение, заказала стеллажи, за неделю нашла все базы, где можно покупать пиратские компакт-диски (лицензии тогда не существовало).

Потратила миллион рублей, подавляющую часть которых взяла в долг, потому что денег у меня не было. Было очень сложно управлять тремя сотрудниками. Теперь нас 14, и всё намного проще.

Самые серьезные проблемы были с тем, чтобы сделать Фонотеку местом приятным, не отторгающим людей, которые разбираются в музыке хуже консультантов. Практически невозможно было договориться с консультантами о том, чтобы они здоровались, прощались с людьми, были им искренне рады и благодарили.

Время было совершенно другое. Люди к нам быстро пошли сами, хотя, по началу, и спрашивали «а можно бесплатно зайти?», «это не закрытый клуб?». Мы выглядели несколько футуристично. Но теперь уже мы выглядим нормально.

Для того чтобы занавес непонимания темы винила резко спал и к нам стали ходить осознанно ушли годы. 12 лет назад мы открыли сайт Plastinka.com, и многие коллекционеры из регионов к нам потянулись. Пожалуй, последние пару лет мы все реже слышим вопрос: «Неужели это кому-нибудь нужно?»

Для себя мы отвечаем на этот вопрос так: это нужно людям, которым понятие качество кажется близким по духу, которые любят выбирать. Качество самого контента, качество оформления (в виниловой культуре большую часть занимает культура оформления обложек), качество самого звучания. Думаю, это близко всем людям, которые ценят наличие культуры во всех областях жизни.

Мы всегда старались не быть советским магазином пластинок. Со всем уважением и восхищением к силе советского меломана пишу. Потому что на западе пластинки были доступны каждому школьнику. А в СССР за пластинку люди, порой, отдавали целую зарплату.

Сейчас мы определяем политику нашего магазина, как «independent record store» (независимый музыкальный магазин) - это расхожая фраза на западе.

Просто хотелось создать пространство, которое близко лично мне. Получилось государство в государстве. Потому что я все делала поперек принятым еще в 90-ые правилам. Как маркетолог я делала многое поперек устоявшимся привычкам агрессивно рекламировать.

Просто хотелось, чтобы и прихожанам и сотрудникам было хорошо, стабильно, интересно и весело.

На независимость магазина посягали, когда под прикрытием борьбы с пиратством ходила всем известная организация и предлагала передать им 50% компании, если мы хотим существовать. В первые годы работы это было обычным делом. Так поступили с крупнейшей базой Петродиск. Кто не смог отбиться, быстро закрылся.

Сейчас Фонотека по-прежнему не хочет быть зависима от ситуации (коронавирус). Не хочет сматывать удочки, даже не смотря на отсутствие покупателей. Не хочет не платить зарплату, не смотря на кризис. Не хочет сокращать штат. Но больше всего не хотелось стать еще одним пафосным местечком, которое свысока разговаривает с посетителями.

Эпидемия нас парализовала и, вместе с этим, заставила искать новые пути для того, чтобы сохранить всю нашу могучую кучку. Это очень ценно — почувствовать, что у нас общие ценности. Сотрудники очень быстро переформатировались, и каждый делает всё, что может, чтобы продолжать работать. А Фонотека потеряла бо́льшую часть наценки, чтобы сохранить прежнюю цену и не отпугнуть покупателей (курс же сильно вырос, а мы каждый день поставляем по 100 новых позиций).

Наше нежелание что-то ухудшить может повлиять прежде всего на нас. Мы можем многое улучшить, развиться, стать очень смелыми и инновационными.

Мы целиком и полностью в руках времени, курса евро и лапах экономической ситуации, в целом.

Если курс станет невыносимым, пластинки перейдут в категорию товаров для топ-менеджеров Газпрома. Если многие люди потеряют работу, мы потеряем очень многих наших покупателей. Если границы будут закрыты продолжительное время, мы совсем не сможем ввозить.

Команда, работающая над Фонотекой — это наша огромная ценность. Кроме любви к музыке, нас объединяют хорошие человеческие качества. Деликатность, надежность, трудолюбие, любовь к культуре в целом.

Можно обесценить деньги, закрыть границы, но отнять у нас наши качества невозможно. Мы делаем то, по чему так много людей истосковалось, — работаем от души для людей.
-4

Мы всегда искали кризис, который поможет нам быть проактивными. А не просто вальяжно нежиться и пользоваться лишь малыми нашими возможностями. Спасибо, коронавирус! Ну и для меня лично — поиски внутренней уверенности и спокойствия, когда все рушится. Но они увенчались успехом.

Есть пластинки, от продажи которых мы отказываемся. Это поп-музыка, которая производится исключительно на потребу рынку, только ради зарабатывания денег. За отбор отвечает наш внутренний ценз. И хорошие позиции, на которые слишком высоко подняли цены продавцы (как компании, так и частные коллекционеры). Об этом сопротивлении я говорила выше.

В Фонотеке проходят и различные мероприятия, например, концерты. Мы пока себя ни в чем здесь не ограничиваем. Все могут придти к нам и предложить сыграть. И мы всем пишем и приглашаем. Но, конечно, хотелось бы иметь возможность приглашать самые интересные коллективы.

Тут все стороны участвуют в процессе безо всякой выгоды, только ради поддержания этой безнадежной идеи — сыграть в самом маленьком концертном зале в мире. Полный аншлаг для нас — это двадцать пять человек.

Сейчас мы ведем радио-передачи Теплофоник в Инстаграме. Чтобы всем было весело сидеть на карантине.

Николай Солодников (создатель и ведущий канала "ещенепознер", ведущий «Орёл и Решка. Семья») работал в Фонотеке. Работать с Николаем было легко и весело. Коля очень любил продавать то, что сам обожал слушать и смотреть. И, если он смотрел какой-то фильм, в следующем месяце его уже покупал у нас каждый вошедший. Никого не отпускал, трансформировал в единомышленника. Мне близки идеи, которые затрагивает Открытая библиотека — ещё один его проект.

Еще у нас работал Павел Гуров, звезда СММ, и Павел Сасин из группа «Шлем», Дотти Дэнжер, Iron Driver.

Если вы человек, который всю жизнь слушает свою любимую музыку с гаджетов и в дешевых наушниках, то ваше восприятие музыки сильно изменится, если вы купите себе аудиосистему средней категории и несколько любимых альбомов на виниле. У вас, определенно, сильно задергается нога. Вы услышите альбомы, которые слушали на гаджетах уже миллионы раз, совершенно по-новому. И начнете всем рассказывать о пережитом. Пластинки — это произведения искусства. В плане звука, оформления. Вы не просто узнаете музыку. Вы ее переживаете.

В магазин приходит много людей, которые покупают винил каждые 2-3 дня и не распаковывают. Это коллекции. Я лично отношусь к этому с иронией, но и с уважением. Фонотека — это не разделение на правильно и неправильно. Кто-то не вскрывает от умиления. Кто-то, чтобы через 20 лет перепродать в запечатанном виде. Другие для эффективных инвестиций в ближайшем будущем. А кто-то слушает только на компашках, а пластинку бережет, чтобы не запилить.

Кроме непосредственно музыки, еще у нас можно купить, например, чашечку кофе. Куда мы капнем виски (пиратское прошлое).

Главный совет для людей, которые только планируют начать увлекаться винилом: здесь очень важно не бояться (купить первую систему и первую пластинку). Опасность потратить все деньги на винил сама вас скоро догонит. Не стоит откладывать жизнь!