Найти тему

Советская книга, которой так не хватает современным мальчишкам

Эту статью я пишу 20 июня - в день рождения советского писателя Анатолия Маркуши (его настоящие имя и фамилия — Арнольд Маркович Лурье). Он написал десятки детских книг, главные темы которых самолёты, небо, лётчики, люди с твёрдым характером и правильными принципами.

А всё потому, что это был не просто писатель, а настоящий лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны.

-2

В день рождения писателя можно вспомнить многие из его книг. Но я хочу остановиться на одной. Называется она Мужчинам до 16 лет".

-3

По названию понятно, что книга адресована мальчишкам - это своего рода житейская энциклопедия, на страницах которой автор словно бы ведёт обстоятельный и откровенный разговор с юными читателями, даёт советы, подсказки, делится опытом.

"...в этой книге 100 советов мастеру на все руки, и 100 советов на разные случаи жизни, и 100 спортивных советов".
-4

Замечательная книжка для воспитания из мальчика мужчины! И пусть многие бытовые советы устарели, ведь книга впервые вышла в 1966 году (а потом несколько раз переиздавалась), но главное в ней - воспитание личности, характера, человеческих качеств, а на это прошедшие годы не влияют.

"...Всегда, даже в самых трудных случаях жизни, отстаивай правду. Ту правду, в которую ты веришь, которой предан. На этом пути расцветает смелость души и ума человека. Второе направление. Тренируйся на слаломных трассах, на горных тропах, на водных дорожках, на пружинящих под ногами рингах. На этом пути расцветает смелость тела. И имей в виду, ни одно направление не заменяет другое. Оба пути должны идти параллельно..."
-5

Книгу так и хочется разобрать на цитаты. И особенно она актуальна в наше изнеженную инфантильную эпоху.

"...Я думаю, что настоящий мальчишка — прежде всего настоящий товарищ. И еще — мастер на все руки. И обязательно смелый и ловкий человек. И вот почему я так думаю. Из мальчишек непременно вырастают мужчины: работники, солдаты, отцы новых мальчишек. А куда годится мужчина, неспособный на дружбу, белоручка и трус?.."
-6

Автор не просто учит ребят, он учит их на личном примере, на примере других людей, рассказывает реальные случаи, называет имена героев. Сложно не прислушаться к таким советам.

"...Всякий раз, возвращаясь из школы, Гаррик с удовольствием сообщал: — Ну, мы сегодня им дали! Тамарке Погожевой больше всех досталось. Они жаловаться побежали, только мы тоже не дураки— обогнали их по другой лестнице и не пустили...
Вариантов рассказа бывало множество, но смысл всегда сводился к тому, что есть на свете «мы» и есть, к сожалению, «они». Мы — отчаянный, смелый народ. Они — трусихи, ябеды и вообще второй сорт... Что я мог возразить Гаррику? Конечно, ничто не мешало мне рассказать мальчишке о старшем лейтенанте Людмиле Литвиновой, отличнейшем летчике истребителе, сбившем на войне одиннадцать фашистских самолетов. Можно было бы не просто назвать имя летчицы и число ее побед, а познакомить Гаррика с одним весьма любопытным эпизодом. В воздушном бою над Волгой Люда подожгла «Фокке-Вульф-190». Полковник Крашке выбросился из горящей машины на парашюте. Его взяли в плен. Надо заметить, что на земле Крашке держался довольно бодро, во всяком случае не кричал «Гитлер 194 капут!» и не без гордости сообщил, что у него на счету больше восьмидесяти личных побед, что сбит он впервые в жизни и что дальнейшие показания будут даны только в том случае, если ему покажут того советского аса, который одолел его в честной воздушной схватке... Старшего лейтенанта Литвинову вызвали в штаб дивизии. — Вы хотели видеть летчика, который вас сбил, — сказал наш командир дивизии,— знакомьтесь: гвардии старший лейтенант Литвинова. Крашке вскочил. Трудно описать выражение его лица: испуг, удивление, полная растерянность и какая-то доля невольного восхищения появились на сухой, чисто выбритой физиономии фашистского летчика. Поспешным движением Крашке сорвал с руки золотой хронометр и протянул Люде. — Мы враги, но я хочу отдать должное вашему мужеству и великолепному мастерству, фрейлейн. . . Люда не дослушала. Рыцарские слова Крашке не произвели на девушку решительно никакого впечатления. На чистейшем немецком языке она сказала: — Я не принимаю подарков от бандитов, даже если говорят эти бандиты красиво. — И, козырнув своему командиру дивизии, спросила: — Разрешите быть свободной? Людмиле Литвиновой тогда было девятнадцать лет. Девочка..."

-7

Как я уже сказала, книга была издана в 1966 году. Потом она выходила в 1971, 1981, 1984 гг. На букинистических сайтах эти книги довольно широко представлены. Но в магазинах можно найти современное переиздание книги - с похожей обложкой, с такими же рисунками. Вышла она в 2018 году.

-8

Сейчас её можно купить в интернет-магазине Лабиринт. Но не думаю, что книга надолго там залежится. Даже не смотря на то, что издание не дешевое. Почему такая цена, в общем-то, понятно: издана книга качественно, бумага мелованная, страниц 352 - и это книга с историей, знакомая нескольким поколениям.

Зато интернет-магазин Лабиринт предлагает бесплатную доставку этой книги. А если использовать секретное слово Лабиринте НАЙДИСВОЙМИР , то цена снизится на 15 %

Кажется, что сложного быть мальчишкой? Гоняешь футбольный мяч, носишься на велосипеде, лазаешь по деревьям и с нетерпением ждёшь, когда повзрослеешь. Ерунда вопрос! Но это так только кажется. С каким бесчисленным множеством проблем на самом деле приходится сталкиваться каждый день любому уважающему себя мальчику! Как проплыть дальше, пробежать быстрее и прыгнуть выше всех? Как ответить обидчику? Как склеить то, что разбилось, починить то, что сломалось, или построить то, чего ещё и не было вовсе? Как на уроке не ударить в грязь лицом? И столько ещё предстоит узнать прежде, чем станешь взрослым мужчиной.
Книжка Анатолия Маркуши - с советами, примерами из жизни и художественных произведений, откровенными разговорами и страницами из книги мудрости - лучший помощник в этом нелёгком деле.
Для среднего школьного возраста.
-9

И закончить свой небольшой рассказ хочу еще одним отрывком из этой замечательной книги, которая, я надеюсь, никогда не устареет.

ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ОБЕЗЬЯНОЙ
В далеких тропиках довелось мне познакомиться со старым капитаном. Капитан проплавал уже около сорока лет и по возрасту мог уходить на пенсию.
Капитан во многих отношениях был интересным человеком, о нем можно было бы рассказать тьму занимательных историй, но, чтобы не уклониться слишком далеко от темы, я, как говорится, «наступаю на горло собственной песне» и сразу же перехожу к тому, что имеет прямое отношение к этой книге.
Где-то посреди Индийского океана, под уничтожающими лучами экваториального солнца, я поднялся на спардек. Из капитанской каюты доносилось неразборчивое бормотание. Подумав с минуту, я все же тихонько постучал.
— Да-а-а! Входите, черт вас дери! — отозвался капитан и продолжал бормотать какие-то непонятные слова.
Капитан сидел в кресле. На нем были зеленые вылинявшие трусы. С шеи свисало мохнатое полотенце. В руках капитан держал толстую книгу и, казалось, что-то выклевывал из нее: быстро наклонится, схватит слово и, закрыв глаза, повторяет его на разные лады.
— Простите, — сказал я, — вы заняты. Я не хотел вам помешать. . .
— Хотел, не хотел — помешал. Чего теперь рассуждать? Мешайте дальше, раз уж пришли.
Поспешно изложив дело, которое привело меня на спардек, я хотел уже покинуть каюту, но старик задержал меня.
— Вы поняли, чего я делаю, или думаете — рехнулся старый дурак? Если решили, что я того, — он крутнул пальцами у виска, — ошибаетесь. Я итальянский учу.
Капитан в совершенстве владел английским, довольно легко объяснялся по-французски, недурно понимал немецкий. Напоминаю: он проплавал без малого сорок лет и имел полное право в любой момент перейти на пенсию.
— Учу! И не удивляйтесь и не разевайте рот! Человек должен заставлять себя работать. Постоянно, всю жизнь. Иначе, — капитан снял очки и почему-то погрозил мне пальцем,— иначе человек снова превратится в обезьяну...
Я видел старого моряка в жесточайший шторм, видел его в час тяжелейших испытаний, знал: характер у капитана не сахар: грубый, излишне властный, вспыльчивый — порох, а не характер. Но одного у человека нельзя было отнять — воли. Несгибаемый, не знающий усталости, не знающий снисхождения к самому себе — вот какой это был человек.
И тогда я понял: для воспитания характера нет ничего важнее, чем постоянно е усилие воли.
И еще одну короткую историю, свидетельствующую, правда, не столько о воспитании характера, сколько о беспредельных возможностях человека, мне хочется здесь рассказать.
Известный летчик-испытатель М. попал в тяжелейшую аварию. В больницу он был доставлен в таком состоянии, что, казалось, только чудо может выручить человека. Он умирал — медики его воскрешали; он снова умирал — и медики снова отгоняли от него смерть. Так было не один раз.
Я пришел навестить его, когда непосредственная угроза смерти миновала.
М. лежал на спине. Одна нога была на вытяжке, другая — в гипсе, рука тоже в гипсе, голова забинтована. М. улыбнулся и сказал:
— Ничего, теперь вылез...
В больничной палате все было обычно: светлые стены, стеклянный столик с лекарствами, особый аптечный запах, но ко всему этому надо прибавить нечто неожиданное и очень важное: на подоконнике лежали и стояли книги, много книг; около изголовья возвышался хитрый пюпитр с приспособлением для перелистывания страниц; в углу между кроватью и умывальником разместился проигрыватель. — Развлекаешься? — спросил я и показал на книги, проигрыватель и пюпитр.
— Нет. Занимаюсь, — ответил М.
Действительно, книги оказались техническими, специальными, а в проигрыватель была заправлена долгоиграющая пластинка — урок английского языка...
Вернувшись к жизни, М. трезво оценил обстановку и решил: «Если мне не удастся войти в строй, если врачи запретят летать, надо восстановить инженерные познания, полученные в авиационном институте и несколько потускневшие в последующие годы».
И он стал заниматься.
Распростертый на хитроумных медицинских приспособлениях, недвижимый, страдающий от адских болей и мучительных перевязок, позже — от лечебной гимнастики и массажа, он день за днем вчитывался в математический анализ, повторял курс механики, углублялся в аэродинамику, шлифовал знания английского языка. И так каждый день, многие месяцы, что ему пришлось провести в больнице...
Встречи, наблюдения, опыт многих людей позволяет утверждать: воспитание характера — это война. Война со своими собственными слабостями, привычками, со своей ленью, с той обыденной «колеей», из которой не так-то просто бывает выскочить. И, как всякая война, воспитание характера требует известной тактики, говоря проще — определенного плана действий, обдуманной последовательности...
-10