В сентябре 1975 года на советские телеэкраны впервые вышла интеллектуальная передача «Что? Где? Когда?». Режиссёром этого, несомненно, гениального творения стал Владимир Ворошилов. Почему – гениального? Да хотя бы потому, что и в бывшем СССР, и после его развала, и по сей день «Клуб знатоков» пользовался и продолжает пользоваться народной популярностью. Миллионы зрителей с азартом продолжают играть против сообразительных "знатоков", задавая им оригинальные и каверзные вопросы.
Однако со дня своего релиза передача немного изменилась. Сначала она носила имя «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». На этом этапе в игре участвовали две обычные московские семьи. Каждая команда должна была быстро ответить на несколько вопросов ведущего. Но в таком «семейном» формате вышла в эфир только одна-единственная программа. Во все последующие игры подать заявку мог любой желающий, а игроки стали называться «знатоками».
Через год клуб обрёл свое постоянное название – «Что? Где? Когда?». Первая интеллектуальная игра прошла в баре телевизионного центра «Останкино». Здесь уже появился главный символ передачи – крутящийся волчок. Режиссёр интеллектуальной телеигры Владимир Ворошилов шутил: «Идея с волчком пришла ко мне в голову, когда я посетил большой магазин детских игрушек».
Сначала «Что? Где? Когда?» вел Александр Масляков. Сам режиссёр очень хотел попробовать себя в роли ведущего, но тогда по каким-то причинам существовал запрет на появление Ворошилова на телеэкране. Тогда режиссёр сделал гениальный ход: переместил ведение передачи «за кадр». Такая необычная задумка очень понравилась зрителям: таинственный голос интриговал сердца поклонников клуба.
В конце 80-х годов в клубе появился свой символ – хрустальная сова. Она являлась главным призом «Что? Где? Когда?», который вручался лучшим "знатокам". Чаще всего «птица мудрости» прилетала в руки к магистру интеллектуального клуба Александру Друзю (он смог заполучить главный приз четыре раза).
Перестройка… В это время менялись взгляды, ценности и жизнь в стране. Не обошёл этот ветер перемен и «Что? Где? Когда?». Клуб переквалифицировался в интеллектуальное казино, а «знатоки» стали играть на деньги. Идея о таком глобальном изменении пришла в голову одновременно всем создателям передачи. Теперь простым людям можно было заработать какие-то деньги своим умом, проявив не только широкие знания, но и способности к аналитике.
В 90-х годах интеллектуальное казино появлялось повсеместно: в школах, вузах, клубах и досуговых центрах. Любителей передачи становилось всё больше. Стало проводиться много турниров «Что? Где? Когда?»: от простых школьных до глобальных международных. Со временем игра распространилась по всему миру: сегодня в неё играют уже десятки стран. Мир «знатоков», увлечённых этой интеллектуальной игрой, постепенно растёт – и на фоне глобального падения образовательного уровня это не может не радовать.