Речь даже не о Михаиле Ефремове, как таковом, а о принципе.
Прощать или наказывать? Пострадавшего уже не спасти, а убийца вроде бы раскаивается (пока я набирал этот текст, он уже передумал).
Зачем ломать человеку жизнь?
Или наказать? Чтоб не повадно было... Я считаю, что решать должен суд, а давить на суд не надо, особенно авторитетом давно умершего поэта, особенно словами, которые совсем неоднозначны.Некоторые почти все защитники Ефремова обязательно вспоминают Пушкина. Не просто как поэта, а практически как заступника.
В стихотворении "Я Памятник себе воздвиг нерукотворный..." поэт однозначно призывает: падших - прощать. Или нет? Давайте разберёмся.
Прочитаем всю строфу у Пушкина
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Строго говоря, Пушкин просто говорит, что его будут любить, особенно в будущем, за то, что он просил снисхождения к "падшим". А пока, в век жестокий, и самому то Пушкину не до памятников, выжить бы.
И еще, восславил - свободу, призывал - милость. Разные подходы.
Кстати, а кого Пушкин считал "падшими"?
Напрашивается простой ответ - декабристов. Но далеко не все пушкиноведы с этим согласны. Судите сами.
Викисловарь говорит, что
О человеке
Падший — человек, опустившийся в нравственном отношении: шлюха, алкоголик и т. п.
Падший — человек, отвергнутый (отвергаемый) обществом. Пример в литературе: «Отверженные» (1862) — роман Виктора Гюго.
Со вторым (переносным смыслом) Википедия перемудрила. Пример явно неудачный.
Очевидно же, что во французском романе не могло быть русского слова "падший", было непонятное французское слово Misérables . Переводчики постарались и специально подобрали красивое русское слово - "отверженные".
Во всём романе слово "падший" встречается лишь пару раз. Например,
"... девочку звали Козеттой, она была дочерью падшей женщины ..."
Т.е. переводчики четко понимают, что мать Козетты - падшая (в полном соответствии с Википедией). И по французски там слово другое (femme déchue).
А вот сама Козетта - нет, она - отверженная ( misérable).
И, если предположить что у слова "падший", смысл только один, и Пушкин использовал его, то выходит, он считал, что декабристы, аристократы, офицеры, революционеры, которые боролись против царя, точнее, против самодержавия - это всё нравственно опустившиеся люди, шлюхи, алкоголики и т.п.?
Поэтому некоторые пушкиноведы предполагают, что Пушкин писал не про декабристов. Среди вариантов "падших" - даже император Николай I.
Да, почитайте, очень интересно.
Хотя тоже перемудрили.
Мне кажется, всё куда проще.
Жил был ангел. Жил в небе, возле бога. Потом взбунтовался, и был свергнут - упал с небес и стал "падшим ангелом". Бог мог его убить, но проявил снисхождение, и всего лишь отправил в ад. Известный же сюжет, и словосочетание "падший ангел" все хорошо знают.
Этот сюжет куда ближе к декабристам, не находите? Но не только падением.
"Милость" в нём (в сюжете), это сохранение жизни, помилование. О прощении никакой речи не идёт.
Я не утверждаю, что Пушкин писал именно так, сравнивая декабристов с ангелами, царя с богом и Сибирь с адом, но в любом случае, проступок декабристов куда ближе к этому описанию, чем к случаю с Ефремовым.
Известно, что ПЯТЕРЫХ декабристов казнили. Насмерть.
Но всего то осуждено было более 120! И почти всех их могли казнить!
"Суд ... приговорил:
на смертную казнь — 5 - четвертованием, 31 — отсечением головы,
17 — к политической смерти ..."
Император Николай I указом от 10 (22) июля 1826 года смягчил приговор суда, и вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить только пятерых, «сообразуясь с Высокомонаршим милосердием, в сём самом деле явленным смягчением казней и наказаний, прочим преступникам определённых».
Вот про это Пушкин пишет - "милость призывал".
И сейчас, и тогда, Помилование (ст. 85 УК) представляет собой акт главы государства (Императора/Президента РФ), которым для конкретного лица, осужденного за совершение преступления, ... назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания.
Помилование не устраняет факта совершения преступления, не колеблет приговора суда, вступившего в законную силу, не является корректировкой и не предполагает реабилитацию осужденного.
При сокращении срока наказания глава государства не связан никакими формальными ограничениями.
То есть суд решает по закону, а уже глава государства, не отменяя решения суда, может облегчить наказание.
В случае с Ефремовым - очевидно о помиловании речи не может и быть, так как суда еще не было и приговор не вынесен
И вариант, что Ефремов - "падший ангел", декабрист и борец с режимом - может быть и подошел бы, если бы речь не шла про любовь к водке и наркотикам, особенно за рулём.
Для помилования мало быть падшим, надо быть падшим ангелом.