Найти в Дзене
Goncharenko

Есть ли свобода воли?

На протяжении долгого периода времени такие понятия, как «интеллект» и «сознание» шли в неразрывной связи. Точнее никто и не пытался их делить. Считалось, что одно не может существовать без другого и наоборот. Мол, это две связующие линии. По этому пути шло развитие робототехники. В какой-то момент стало понятно, что сознание и интеллект делимы, а споры о том, что важнее, идут, по сей день. Но большинство склоняется к тому, что сознание – это про человеческие субъективные чувства, а интеллект – это совокупность культуры, знаний и воспитания. Именно там и находится составляющая каждого человека.

Мы имеем небольшие и абстрактные знания о нашем мозге. Поэтому, когда речь заходит о главенстве сознания или же интеллекта, нельзя сказать наверняка. Но можно сказать об одном интересной идее: в наш век вся структура мира построена на том, что сознание главенствует, а если так, то мы сами выбираем свой путь и ответственны за свои поступки. От сюда идут демократические выборы, свобода слова и т.д. Так как «клиент всегда прав» и «избирателю виднее». Главенство сознание говорит, что человек знает, что делает и у него всегда есть выбор.

А представьте, если эта схема неверна? Если сознание – это не больше, чем приспешник у нашего мозга или интеллекта. Если такие доводы будут верны, это будет означать, что вся картина мира, которую построил человек, в корне неверна. А откуда, кстати, пошли сомнения, что свободы воли нет? Об этом и хотелось бы вкратце рассказать.

Наверняка, все уже по двести раз слышали об эксперименте Бенджамина Либета (1916-2007), но поразмышлять об этом, на мой взгляд, всегда полезно и интересно. Ведь, это реальный взрыв мозга. Итак, Либет – еще в пятидесятые года прошлого столетия, начал работать физиологом в больнице нейрофизиологического отделения в Сан-Франциско. Его интерес к человеческим мозгам не заставил себя ждать. В эксперименте, поставленным Либетом, было три важных компонента: ситуация выбора, измерение активности головного мозга и часы. Участники эксперимента должны были пошевелить рукой спонтанно, не планируя данное действие. Точный момент шевеления запястьем фиксировался по сокращению мышц при помощи прикрепленных к рукам датчиков. Изменения мозговой активности замерялись при помощи электродов, прикрепленных к голове над двигательной областью коры головного мозга (примерно над теменем). После того, как человек принял решение произвести движение, возникают электрические импульсы. Эти импульсы различны для правого и левого полушария. Часы были сконструированы таким образом, чтобы испытуемые могли определять время с точностью до долей секунды. Световая точка на циферблате пробегала полный круг каждые 2,56 секунды. Определив положение точки на циферблате, можно было определить и точное время.

Если исходить из предположения, что человек способен определить положение точки с точностью до угловой величины в 5 градусов, то такие часы можно использовать для измерения времени с точностью до 36 миллисекунд, то есть 36 тысячных секунды.

Либет ввел в свой эксперимент еще один фактор. Участников попросили, пользуясь часами, сообщить о точном времени, когда они приняли решение пошевелить запястьем.

Анализ мозговой активности испытуемых показал, что решение пошевелить запястьем, как правило, принималось ими до того, как они осознавали, что произвели это движение.

Старая схема нам говорит: сначала возникает желание что-либо сделать (например, поднять руку) в сознании, затем в мозге, а потом уже этот сигнал передается в мышцу руки и совершается действие. Но по Либету это не так. Если судить по его эксперименту, то сначала желание возникает в нашем «интеллекте» (коре головного мозга, субъект которого не осознает происходяшего), затем нам кажется, что мы захотели сделать действие (хотя на самом деле это мозг), а потом уже сигнал о действии идет в мышцы.

Удивительно, не правда ли? То есть, все-таки свободы воли нет, и мы делаем только запрограммированные в нас вещи?

Если было бы так все просто, то это была бы не жизнь.

Лично моя позиция заключается в следующем. Существуют несколько видов желаний – желания первого порядка и желания второго порядка. Самый обыкновенный пример: человек годами курит сигареты, и он правда этого хочет (желание первого порядка). Но в то же самое время, он хочет бросить и забыть вообще, что такое сигареты (желание второго порядка). И не суть в том, что у этого человека идет внутренняя борьба. Так вот, желание второго порядка неразрывно связанно со свободной волей. И если этот самый человек все-таки бросает курить, то он в каком-то смысле, эпизодически проявил свободу воли. Но опять же, как мы понимаем все это в теории.

Можно прийти к такому выводу, чтобы быть свободным нужно исполнять желания второго порядка.

Это очень спорная тема, и в ней я не хотел высказать свое «правильное» мнение. Нет, ни в коем случае. Если каждый из нас начнет разбираться в этой теме, я уверен, что можно найти уйму доказательств в ту или иную позицию. Ну а решает каждый сам для себя. Или все-таки не решает???

-2