Найти тему
Кальцифер

Творческий обмен: заимствование советскими кинематографистами идей мирового кино

Привет! Недавно вышла моя статья о плагиате в советском кино (прочитать её можно тут). Мне стало интересно, заимствовали ли советские кинодеятели только удачные образы и сценарные детали, или же были какие-либо глобальные заимствования. И да, тут речь пойдет не о наглом плагиате, а об обыкновенном творческом обмене между разными культурными слоями разных стран. Давайте начнем.

Советская школа монтажа

Наработки советских кинематографистов середины 20-х годов оказало влияние на весь мировой кинематограф. Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Дзига Вертов и другие гении советского киноавангарда разработали принципы монтажа, постановки и работы с камерой, в последующем были использованы в работах американских и европейских режиссеров.

-2

Тем не менее, советская школа монтажа родилась не на пустом месте. Идеи и эстетика фильмов школы монтажа вдохновлены футуризмом и конструктивизмом, немецким кино-экспрессионизмом и французским кино-импрессионизмом. Вдохновлялись и заимствовались и приемы Дэвида Уорка Гриффита, - отца кинематографа, который первый начал использовать монтаж как средство выразительности, чередуя крупные, дальние, средние планы, съёмки движения, резкие наплывы.

Советская комедия

-3

"Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга". Эти фильмы знают и любят все, и они по праву считаются классикой советской комедию. Однако, корни советской комедии растут не только из русской смеховой культуры, но и из раннего Голливуда.

Александр Григорьев, гениальный советский режиссер, вместо со своим не менее гениальным коллегой Сергеем Эйзенштейном с 1929 по 1932 годы находились в турне по Европе и США, обучаясь искусству звукового кино. В 1932 году Григорьев с Эйзенштейном, находясь в Мексике, даже сняли фильм "Да здравствует Мексика", который, к сожалению, не был закончен.

-4

Как итог, в ранних картинах, выход которых пришелся на 30-е годы, чувствуется влияние Чарли Чаплина, Бастера Китона и братьев Маркс, специализирующихся на "театре абсурда". Использовал принципы американского немого кино и Леонид Гайдай. В своих фильмах он часто чередовал драки, погони и трюки, которые исполняли гротескные герои.

Истерны

-5

В советском кино существовал уникальный сегмент фильмов - историко-революционное кино, посвященное событиям Октябрьской революции и Гражданской войны. Историко-революционное кино гибко подстраивалось под разные жанры: будь то драма, триллер или комедия. Особенно в пласте историко-революционного кино выделялся жанр истерн - советская адаптация американских вестернов. Место действия из Дикого Запада XIX века переносилось в Среднюю Азию или юг России начала XX, а каноничный для жанра вестерн конфликт "индеец-ковбой" менялся на конфликт "красный-басмач". Интересно, что главной движущей силой создания истерна можно считать Иосифа Сталина - находясь под впечатлением от картины Джона Форда "Потерянный патруль" вождь поручил советскому режиссеру Михаилу Ромму снять советский ремейк под названием "Тринадцать".

-6

Но все таки, особую популярность истерны обрели в 60-70-е годы. В этот период на первый план вышел развлекательный элемент кино. Одними из самых популярных истернов считаются: "Неуловимые мстители, "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Седьмая пуля", "Белое солнце пустыни".

Кинематограф "оттепели"

-7

Течение в послевоенном итальянском кинематографе, достигшее пика своей популярности во всем мире с 1945 по 1955, во многом повлияло и на советское кино. В СССР 50-х годов итальянский неореализм имел огромный успех у антисоветски настроенной интеллигенции (что иронично, так как в основном режиссеры-неореалисты были коммунистами и выражали симпатию СССР).

Появление и успех итальянского неореализма было вызвано неприкрашенным показом беспросветной нищеты при капиталистическом общественно-политическом строе и оттепельным романтизмом, когда кино отчасти перестало быть оружием пропаганды и обрело статус искусства. Итальянский неореализм определил творческий путь таких советских режиссеров как: Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Марлен Хуциев и Андрей Тарковский. Справедливости ради, стоит отметить, что для режиссеров итальянского неореализма источником вдохновения был советский кинематограф 30-40-х годов.

Советская новая волна

-8

Направление советского кино, появившееся в 1960-х, определило духовно-эстетическую ценность советского кинематографа. Молодые режиссеры, представители советской новой волны вдохновлялись как и отечественной киношколой, так и европейским кинематографом, в особенности французской новой волной.

-9

Фильмы с притчеобразными сюжетами со множеством аллегорий, символов и метафор получили широкое распространение в СССР. Утвердилась важность автора, его видения в картине. Имя автора в фильмах советской новой волны дает представление о самом фильме.

-10

Влияние французской новой волны в советском кино 60-х можно увидеть в фильмах Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Тенгиза Абуладзе, Марлена Хуциева, Киры Муратовой и многих других. В некоторых случаях советские режиссеры даже цитировали вдохновивших их авторов. Так, в фильме Марлена Хуциева "Июльский дождь" сцена танца цитирует аналогичную сцену в фильме Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров".

Бонус: советские блокбастеры

-11

Термин блокбастер, появившийся в Новом Голливуде в начале 70-х, обозначает жанр высокобюджетного кино для массового зрителя с участием известных актеров, применением сложных технических приемов и предполагаемым высоким доходом в прокате. Советский союз также решил показать, что способен снимать подобное кино, выпустив на рубеже 70-80-х годов целый ряд отечественных блокбастеров. Наиболее удачными фильмами этой эпохи считаются "Экипаж" и "Пираты XX века", считающиеся одними из самых кассовых фильмов советского проката.

На этом все. Если вам понравилась статья - поставьте лайк и подписывайтесь на канал, тут много интересного. Пишите в комментарии, о каких заимствованиях в советском/русском кино вы знаете.
Что еще почитать:
Культовое советское кино, которое оказалось плагиатом
Через тернии к звездам: шедевры советской фантастики
Зона отчуждения: постапокалипсис в советском кино

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц