Найти тему

Большой брат смотрит на тебя?

Будущему или прошлому – времени, когда мысль свободна, люди отличаются друг от друга и живут не в одиночку, где правда есть правда и былое не превращается в небыль.
"1984" Джордж Оруэлл
   Будущему или прошлому – времени, когда мысль свободна, люди отличаются друг от друга и живут не в одиночку, где правда есть правда и былое не превращается в небыль.

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых ужасающих книг 20 века, которая поражает своей жестокостью и реализмом — роман-антиутопия "1984".

Дж. Оруэлл, беспощаден, возможно, потому что он при написании «1984» умирал от туберкулеза, был беден и остался с маленьким сыном на руках после смерти жены.

Он очень точно описывает быт и мысли, указывает наши низменные желания. Вместе с тем он не осуждает их напрямую, а показывает наши страхи и разбивает надежды. Много точных образов, которые может знать только человек живущий в бедности, неустроенности и постоянной заботе о куске хлеба и о формировании правильного мнения о себе в глазах окружающих. Мне кажется, болезнь обострила его чувства и самоощущение. И во многом помогла автору передать то, что мы сейчас с вами можем увидеть в книге "1984".

Когда я читал это произведение, мне казалось, что он пишет о мире, который я знаю, ощущения, которые я испытывал (перечитывая я смог избавиться от иллюзии узнавания, сконцентрировавшись на таланте автора). Несколько моих друзей не смогли дочитать это произведение. На мой взгляд, причина кроется в беспощадной натуральности, тревожности и неудовлетворённости, которые транслирует Оруэлл, а главное в обличении нашей мелочности и лености.

Я сам не с первого раза прочитал "1984". Я откладывал книгу с мыслью о том, что это «муть, написанная из пропагандистских убеждений, показывающая, как плохо мы живем в СССР». Может, мне не понравилось, что я узнавал себя в «кряжистых солдатах с невозмутимыми азиатскими физиономиями», в общем мне отчего-то становилось обидно, тоскливо и я закрывал книгу.

Это книга не была об СССР, вопреки расхожему мнению.

Антиутопия "1984" повлияла на нашу реальность, благодаря гению Оруэлла, а советская цензура только усилила роман, отрицая ложь.

Мы делаем ложь правдой (в философии отрицание отрицания может считаться подтверждением, на чем, собственно, и построен на мой взгляд роман "1984").

Я в корне несогласен с теми, кто считает данное произведение описанием тоталитарное общества, о том, что оно раскрывает и рассказывает о жизни в Советском Союзе. Это слишком узкий взгляд на проблему, ложный объект, своего рода, усилитель вкуса, призванный скрыть из чего сделан продукт.

Наша память избирательна, мы подгоняем воспоминания под свои текущие чувства. А Оруэлл беспощаден в своем пессимистичном натурализме, он настолько уверен, что мы начинаем видеть то, чего нет. Чем абсурднее ложь, тем легче в нее верить, главное писать талантливо и безапелляционно, как это присуще человеку, которому нечего терять; он не нуждается ни в чьем одобрении и ни в чьей помощи.

Для тех, кто не читал, позволю такое, возможно, неверное в корне сравнение, что главный герой книги Уинстон Смит – с одной стороны агент Смит, а с другой Нео из Матрицы. Он тоже борется с системой, однако не владеет боевыми искусствами и не носит черный плащ.

Уинстон невысокий, щуплый, больной, разведенный, бездетный партиец в форменном комбинезоне, одолеваемый сексуальными желаниями (иногда весьма садистскими).

Знаете, о чем писал, на мой взгляд, Оруэлл?

О том, что Старший брат – это ты! Точнее твой внутренний диктатор, критик, ставящий тебя в стойло, делающий серой массой, ненавидящим других, особенно красивых и молодых; маска, где под личиной общечеловеческих ценностей прячется двоемыслие. Полиция мысли – это твое естество. Привычка жить в постоянном страхе правды о самом себе.

Книга о том, что нам легче придумать реальность, чем принять ее. Упростить мир и поверить в тезисы, а не в поиск доказательств или опровержений. Мы все переживаем красноречиво описанные в романе «двухминутки ненависти» к собственной свободе мысли, заменяя свободу мысли гороскопами астрологов, к примеру, или вгоняя себя в рамки той картины мира, которая характерна стране, в которой ты вырос и проч.

Книга о том, что мы умираем, когда перестаем бороться с двоемыслием, начиная любить своего Старшего брата. Меня очень тронула мысль о том, что признание это не предательство, признание это слова.

Предательство — это когда тебя заставят разлюбить людей, которые близки тебе и способны думать свободно, не шаблонно и бунтарей (не только ниже пояса).

Если поговорить о житейском, что нужно делать, чтобы быть бунтарем? Вести дневник.

У Оруэлла повествование начинается, когда Уинстон Смит начинает вести дневник, что карается смертью.

Вести дневники не стоит тем, кто боится смерти, не физической, а ментальной. Скорее даже не смерти, а перерождения, реинкарнации.

Так как ведя дневник, вы можете стать другим, вы избавиться от двоемыслия.

«Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а сознательными они не станут, пока не взбунтуются». В романе многие вещи имеют название «Победа»: дрянные сигареты, плохой джин, противный кафе, все низкокачественное называлось «Победа». Тем самым обесценивая слово и саму победу, а как следствие любую борьбу.

За год до смерти, став богатым, Оруэлл еще раз женился, в надежде, что судьба пощадит его. Но судьба, если она есть, не делает поблажек, даже если ты сильно надеешься на ее доброту.

Пишите комментарии и вопросы. Ставьте дизлайки и лайки. Подписывайтесь!

Искренне Ваш, Мурат Нурпеисов!