Это продолжение цикла статей о путешествии. Начало здесь. Предыдущая статья здесь.
Создатели витража пятой травеи (над памятным знаком архитектора Брентано и могилой Вимеркати), изображая сюжеты из Нового Завета, вдохновлялись творчеством Винченцо Фоппы (1427-1515), картины которого мы видели днем ранее в замке Сфорца.
Фоппа считается основателем ломбардской школы живописи и был ведущим художником региона до приезда в Милан Леонардо да Винчи. В его работах позднеготический стиль сочетается с элементами ренессанса: пейзажный фон, использование законов перспективы. Наиболее значительным произведением художника считаются фрески в церкви Сант-Эусторджио недалеко от Тичинских ворот.
Сам витраж, созданный ломбардскими мастерами в 1470-1475 годах, начинаясь с благовещения внизу и венчаясь распятием, рассказывает всю историю жизни Христа. Это один из самых красивых и наиболее сохранившихся ренессансных витражей собора.
В шестой травее (над алтарем святой Агаты) расположен витраж, выполненный в 1480-1489 годах Николо да Варалло по заказу корпорации ювелиров. Произведение повествует о жизни святого Элигия (588-660), епископа французского города Нуайона (с 641), покровителя ювелиров.
Элигий (Элой), родился недалеко от Лиможа предположительно в галло-романской семье, сведения о которой скудны и противоречивы.
С юных лет он обучался ювелирному делу у Аббона Лиможского, придворного ювелира королей Хлотаря II и Дагоберта I.
Согласно традиции, Хлотарь II заказал будущему святому трон, обеспечив необходимым для работы количеством золота. Молодой ремесленник сделал два трона, поразив короля своим мастерством и честностью. Хлотарь назначил его придворным ювелиром и мастером монетного двора. Святому приписывается создание многих изделий в храмах Парижа и других городов, которые сейчас, по большей части, утрачены.
При Дагоберте I (629-639) Элигий был уже королевским казначеем и выполнял важные дипломатические миссии. В частности, он уговорил бретонского короля Юдикаэля (тоже святого) признать сюзеренитет Дагоберта.
Примерно в 641 году Элигий был избран епископом Нуайона и Турне, посвятив себя обращению язычников, которые еще присутствовали на территории его диоцеза, а также строительству храмов и монастырей.
Однажды, согласно легенде, Элигию потребовалась подковать норовистую лошадь, которая сильно брыкалась. Святой отрезал ей ногу, подковал и чудесным образом вернул на место.
В седьмой травее, над алтарем Пресвятого Сердца витраж посвященный блаженным кардиналам Феррари и Шустеру. Он был закончен в 1988 венгерским мастером Яношем (Джованни) Хайналем, получившим в 1958 году итальянское гражданство. Композиция содержит аллегорические изображения (Работа, Вера, Добрый пастырь) и изображения святых (Бенедикт, Григорий Великий, Амвросий).
И, наконец, витраж в последней, восьмой травее повествует о жизни святой Агнессы (sant'Agnese) и святой Феклы (santa Tecla).
О святой Агнессе будет возможность поговорить чуть позже. Что же касается святой Феклы, то известно, как минимум восемь святых с таким именем, три из которых непосредственно связаны с Италией, но самая знаменитая из них Фекла Иконийская из Малой Азии, почитаемая как равноапостольная. Судя по всему, витраж повествует именно о ней.
Биография этой святой похожа на биографию Агаты, Лючии и той же Агнессы: богатая семья, обет безбрачия, обиженный жених. Однако в отличие от них она была ученицей и соратницей святого Павла. Кроме того, несмотря на все попытки ее убить, она выжила (огонь не горел, звери не нападали) и дожила до глубокой старости.
Витраж был создан отцом и сыном Помпео и Гвидо Бертини в 1897-1905 годах. Гвидо (1872-1938) известен не только как художник, но и как комедиограф и поэт.
Продолжение здесь.