Найти тему

Остаться в школе или уйти? Принять решение помогла директор

Здравствуйте, дорогие читатели!

Из заголовка видно, что речь пойдёт о трёх вещах: обо мне, о школе и моем директоре, вернее директрисе, которая сыграла важную роль в моей жизни. Как мне работалось и жилось под её руководством? Я не буду пересказывать её биографию. Это никому не интересно. Хотя, можно уложить в одно предложение. Типичная судьба девчонки из провинциального города. Эти провинциалки далеко пойдут!

Сначала была пионервожатой, стала учителем, работает уже 35 лет директором школы. Это её жизненный путь. Счастливая мама 3 детей и 6 внуков.

Панфилова Людмила Витальевна- директор школы с 1985 года
Панфилова Людмила Витальевна- директор школы с 1985 года

Я хочу проанализировать уникальный феномен качеств человека, которые помогли мне в жизни. По прошествии времени начинаешь понимать и осознавать многие вещи по-другому.

Выделю важные моменты моего взаимоотношения с Людмилой Витальевной. По распределению мы были обязаны отработать три года, а потом как решишь. В принятии решения роль директора была не последней.

Подписывайтесь на канал=✔, ставьте лайк=👍
Подписывайтесь на канал=✔, ставьте лайк=👍

Я пришла в школу-новостройку, которую построили за три месяца. 31 августа укладывали асфальт перед школой. Внутренняя отделка третьего этажа была не готова и продолжалась ещё до Нового года. Работать начинали плотно в две смены. Дышали строительной пылью. Классы доходили до 52 человек.

Ничего удивительного. Район быстро застраивался, а школ не хватало. Такие "спартанские" условия продолжались до 1 апреля. Потом вдохнули свободно. Открылась школа рядом и часть наших учеников по прописке перешли туда. Коллектив собрался "разношёрстный", больше женщин среднего и старшего возраста.

Учителя-народ творческий
Учителя-народ творческий

Нас "молодых-горячих" собралась небольшая группа, но мы готовы были в "бой". Энергии через край. Для начала привели свои кабинеты в порядок и приготовили все к началу нового учебного года.

"Цыплят по осени считают "- любила повторять Людмила.. Она старалась предостеречь нас от необдуманных действий и нежелательных последствий.

"У вас есть мысли, планы- отлично:
проработайте детально,
проанализируйте плюсы и минусы,
потом снова вернёмся к разговору.
Идите, работайте!"

Нас восхищала эта женщина-директор. Учитель математики-царицы наук! Все чётко , логично, конкретно. Была строга и серьёзна, где надо мила и весела.

Когда разгорались жаркие споры, результат которых просматривался на поверхности, но мы не замечали. Наш пыл утихомирить могла ещё одна любимая поговорка директора: "Что вы делите шкуру неубитого медведя". Это нас приводило в чувства.

Досуг вне школы, но с коллегами
Досуг вне школы, но с коллегами

В 37 лет она стала директором школы-новостройки, восьмилетки, которая через пару лет стала десятилетней, потом с углубленным изучением немецкого языка, сегодня с углубленным изучением иностранных языков( немецкого и английского). Уже по изменению статуса школы можно понять, что человек творческий, целеустремленный , умеющий руководить.

Первые годы работы я часто злилась на директрису и жаловалась своей маме.

"Вот, директриса нас не понимает.., не разрешает..., гнёт свою линию... Я как член профсоюза должна отстоять...."

Отдать должное моей маме, никогда меня не поддерживала. Наверно, из солидарности. Она работала директором магазина.

"Я не могу быть хорошей для всех. В моем подчинении 70 человек, а я одна. И надо мной есть начальство. Я работаю не от слова "хочу", а от слова "обязана."

Мудрая мама научила меня снисходительно оценивать поступки других. Если ты можешь, то не значит, что другие тоже сделают. Мы же дальше своего носа ничего не видели. У меня проблема- давайте решайте, хочу сделать- дайте мне "зелёный свет".

Меня много раз "ставили на место" и меня это раздражало. В школе было много мероприятий для учителей, которые нас объединяли: встречи, дискуссии, концерты, поздравления к праздникам, конкурсы, спортивные соревнования.

Чуть пофилософствую. Хочу сравнить Людмилу Витальевну с осенью. Это красивое время года. Есть результаты, собран урожай. Есть планы на будущее. Листья окрашиваются в разные цвета, начинается листопад, они опадают, лежат на земле и шуршат под нашими ногами. Затишье. Потом снова пробуждение.

Жизнь человека подобна этим листьям. Береза, дуб, ясень, клён, осина, рябина..... Такое разнообразие! И люди все разные по характеру и темпераменту. Как выстраивать отношения , как сплотить коллектив, как создать благоприятный микроклимат, как к каждому "подобрать"ключик? Важные вопросы для руководителя.

Мы видели внешнюю сторону, но не знали, что у неё внутри, не знали и о взаимоотношениях с руководством свыше. Мы делали многие вещи, которые нам не нравились. Надо! Приказано! Кто, если не мы?

Про себя могу сказать: была "ёжиком", который стал "колобком". Это я о своём внутреннем преобразовании. Молодая ершистая, как ёж. Все не так, все надо переделать. С годами иголки стёрлись, пришло понимание многих вопросов и вот я гладкая ,круглая как "колобок".

Стала мудрой, понимающей, хитрой,толерантной, спокойной, рассудительной. И ещё много каких качеств приобрела. Я прошла " закалку школой" . Готова к любым проблемам, трудностям. Я умею работать над собой. Это мне помогает в жизни.

Я благодарна директору школы, которая к месту и вовремя помогала советами, критическими замечаниями. Поддерживала и отстаивала при необходимости. Была открыта и неравнодушна к нашим проблемам, тревогам, заботам. Для каждого находилась минутка. Помочь, дать совет, подсказать в любой ситуации- нет проблем, пожалуйста. Я не понимала, откуда она их берет, все знает. Удивительно.

Легка "на подъём", всегда готова к новым экспериментам. Мы за голову хватались. Опять? Это же: программы, пояснительные записки, планирование... Головная боль и только. Делали- ворчали, а потом благодарили, что директор нас в эту " авантюру втянула", когда видели результаты.

Может читателю показаться, что я пою дифирамбы, что таких идеальных нет или почти мало. Да, мне повезло. Директор- в первую очередь, человек. И личные качества имеют огромное значение. У каждого из нас свои "тараканы". Главное, как с ними дружить.

Были и отрицательные стороны, но они исходили не от руководителя, а от человека. Например, у неё были личные дела сотрудников. Она знала о нас все. Мы ей доверяли. Она могла "надавить" через личное, довести до слез, при коллективе " заклеймить" позором, повысить голос. Тогда это нас бесило.

Сегодня понимаю: она ведь не родилась директором. Это был её путь . Она стала грамотным мудрым руководителем и многие вещи сегодня себе не позволяет. С нами менялась и она. Одна школа-один директор и 27 лет педагогического труда пролетели как один день.

Калейдоскоп событий перед глазами: работа депутатом местного совета, обмен школьными группами, музеи, театры, поездки, конкурсы, встречи в консульстве... Выйдя на пенсию, решила уделить время себе: работать , учиться, отдыхать как мне хочется, а не как должно. Думаю, что получится.

Сегодня у Людмилы Витальевны день рождения, поэтому захотелось рассказать о ней. Сейчас буду звонить- поздравлять и здоровья желать. Желаю всем такого руководителя!

Я всегда говорила и говорю, что работать учителем интересно, трудно и очень ответственно. Я закладываю "зерна" - знания, навыки, привычки в ученика , а как они прорастут? Мой "брак" сразу не увидишь, покажет время, какими людьми вырастут твои ученики. Я своими горжусь и говорю им об этом на каждом вечере встречи.

С уважением, Марина Иванова

Спасибо, что дочитали до конца.

-5