Начиная с 1961 года Южная Корея начала демонстрировать экспоненциальный экономический рост. За счет чего это произошло? Попробуем разобраться.
На чем же основано так называемое “экономическое чудо” Южной Кореи?
Давайте вспомним с чего все начиналось. Сегодня это не модно вспоминать, но начиналось все с диктатора Пак Чжон Хи и чеболей.
Для справки: чеболь - (или чэболь) — это форма финансово-промышленных групп, характерная для Южной Кореи. Чеболь представляет собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определенных семей и под единым административным и финансовым контролем. Чеболи возникли в Южной корее под конец Корейской войны и существуют до сих пор. Широко известные корейские компании: Samsung, LG и Hyundai Motor как раз примеры таких чеболей.
Идеологией пришедшего к власти в результате военного переворота 1961 года Пак Чжон Хи была идея экономического роста.
Не без помощи армии и полиции ему в 60-е годы удавалось удерживать в стране низкую зарплату и соответственно низкий совокупный спрос, прямо как в РФ в последние годы.
Импорт жестко ограничивался: пресекалось, например курение импортных сигарет, строго ограничивался ввоз предметов роскоши, а вот этим Южная Корея совсем на РФ не похожа.
Безжалостно каралась коррупция среди государственных чиновников. Также жестко каралось умышленное банкротство.
Инвестиции в экономику страны составляли 30 % от суммы национального дохода.
Также ограничивались расходы на здравоохранение и социальные нужды. Опять заметно сходство с РФ.
Рабочее время было увеличено до 68 часов в неделю, женщины тогда зарабатывали вдвое меньше мужчин.
Кроме того, у Кореи не было внешних долгов, тратила небольшие средства на оборону, т.к. это бремя несли американцы.
Республика Корея имела доступ к иностранной финансовой помощи, также имела доступ к американским и японским технологиям.
Страна создавала свою промышленность практически с “нуля”.
Обеспечивалась мощная государственная поддержка национальному частному бизнесу - готовились специалисты за рубежом и т.д.
Лояльности бизнесменов существующему режиму добивался путем протекционизма, неугодных прореживали “стандартной статьей” о неуплате налогов.
В основе роста лежала организация чеболов - групп капитала - Samsung, Daewoo, Hyundai, Lucky Gold Star (ныне - это LG) и др.
Чебол (Chaebol) - это концентрация капиталов и квалифицированных кадров в одном месте в одно время.
Министерство промышленности Республики Корея осуществляла поддержку чеболей с помощью льготных кредитов государственных банков, правительственных поручительств и гарантий, за счет беспошлинного импорта и т.п., что повышало конкуреноспособность корейских товаров на мировом рынке. Чеболы, используя дешевую местную рабочую силу, и при мощной государственной поддержке, смело шли на завоевание внешних рынков.
Существовало нечто наподобие стратегического планирования - Генерал Пак “предлагал”, например модернизировать нерентабельное предприятие тяжелой промышленности Daewoo и она его модернизировала (в последствии - это Daewoo Heavy Industries) и т.п., как успешные, так и не успешные примеры.
Сегодня классический “чебол” складывается из более чем 20 предприятий различных направлений, это чаще: кораблестроение, автомобилестроение, электронная, химическая и текстильная промышленности.
Они были похожи на наших советских гигантов “социалистической индустрии” типа “Уралмаша” со своим “соц.культбытом” и т.п..
“Для людей важно создать климат, в котором они будут работать с большей отдачей” , - говорил Ким Ву Хун, председатель правления Daewoo.
Сейчас корейцы, при официально 40-часовой рабочей недели с 2018 года и максимум 12-ти сверхурочных часов, работают 52 часа в неделю, а раньше работали аж 68 часов в неделю.
Все чеболы имеют горизонтальную структуру и включают предприятия примерно одних и тех же направлений и поэтому они производили примерно одно и то же, что приводило к “фантастической” конкуренции по выражению Ян Сен Сона - директора Daewoo Telecom.
Например, Samsung производит: электронику, автомобили, корабли, авиационную продукцию; Hyundai: автомобили, корабли, электронику, строительные машины; Lucky - Goldstar (теперь - LG): электронику и изделия химической промышленности.
В то же время горизонтальная структура чеболей, по мнению многих экспертов, одновременно и слабое место этих корпораций.
В таких структурах, как правило, все высшие посты в компании занимают либо родственники директора, либо его близкие друзья, что с одной стороны обеспечивается жесткий контроль над всем чеболем как в армии, а с другой стороны не позволяет гибко реагировать на изменения, если директор слабый управленец.
Вот пишу про Южную Корею, и ловлю себя на мысли, что это очень похоже на российскую действительность.
В какой-то степени правительство Российской Федерации начиная с 2000-х годов пошло по пути создания собственных чеболей - государственных ресурсных корпораций, но успехи в РФ оказались скромнее. Сегодня по данным ООН на 2019 год Республика Корея по ВВП на душу населения занимала 32 место, а РФ лишь - 55.
Возможно, ориентация России на опыт Южной Кореи и имело смысл на этапе становления национального хозяйства в РФ, но сегодня явно более эффективной является “китайская модель”, об этом читайте здесь: “Секреты китайского экономического чуда” https://zen.yandex.ru/media/wayfarer/sekrety-kitaiskogo-ekonomicheskogo-chuda-5eb51496948eef66e4bbb89b