Найти в Дзене
Galim Aldamzharov

К статье Н.Патрушева "Нужны ли России универсальные ценности?"

С интересом прочитал статью секретаря Совета безопасности РФ Н,Патрушева «Нужны ли России универсальные ценности». Признаюсь, многое из того, что изложено в статье, созвучно моим взглядам и представлениям. Кроме того, обращение к теме морали и нравственных ценностей, которая давно уже не является «топовой» и важной для общества, тем более, на таком высоком уровне, у меня вызвало удивление. В то же время возникает вопрос: почему эти глубокие и, казалось бы, вечные традиционные ценности так легко подверглись коррозии и продолжают разрушаться? На мой взгляд, не в последнюю очередь, из-за агрессивно пропагандируемого с конца восьмидесятых годов прошлого века и до сих пор культа потребления. Вопрос соотношения духовного и материального – один из сложных в философии, на который еще никто не дал однозначного ответа. В стремлении человека к материальным благам, в зарабатывании денег для достижения важных целей, для счастливой и комфортной жизни его самого и его семьи, детей, внуков нет ни

С интересом прочитал статью секретаря Совета безопасности РФ Н,Патрушева «Нужны ли России универсальные ценности». Признаюсь, многое из того, что изложено в статье, созвучно моим взглядам и представлениям.

Кроме того, обращение к теме морали и нравственных ценностей, которая давно уже не является «топовой» и важной для общества, тем более, на таком высоком уровне, у меня вызвало удивление.

В то же время возникает вопрос: почему эти глубокие и, казалось бы, вечные традиционные ценности так легко подверглись коррозии и продолжают разрушаться?

На мой взгляд, не в последнюю очередь, из-за агрессивно пропагандируемого с конца восьмидесятых годов прошлого века и до сих пор культа потребления.

Вопрос соотношения духовного и материального – один из сложных в философии, на который еще никто не дал однозначного ответа.

В стремлении человека к материальным благам, в зарабатывании денег для достижения важных целей, для счастливой и комфортной жизни его самого и его семьи, детей, внуков нет ничего предосудительного. В конце концов – это смысл существования человека.

Разрешение этого противоречия зависит от ответа на два принципиальных вопроса: каким способом нажито богатство и на что оно тратится?

Но найти этот баланс – дело непростое, потому что пройти достойно испытание соблазном денег и состояния дано далеко не каждому.

Выдающийся писатель Фазиль Искандер писал: «Испытание голодом кратковременно. А испытание богатством – длинное, и вырождение человека происходит незаметно для него самого».

В нашем обществе, в большинстве случаев вызывают раздражение и возмущение не сами состоятельные люди, а способы достижения ими успеха с использованием возможностей должности, связей и других путей обогащения, но не умом, профессионализмом и упорным трудом.

Где та граница разумного материального достатка, за чертой которой человек обретает счастье? Есть народная мудрость, которая гласит: «Счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает». Но ведь дело в том, что для большинства людей как раз и не хватает самого насущного не ради изобилия и роскоши, а для достойной жизни.

Из этих размышлений органично вытекает вопрос о не менее важной ценности – о справедливости, которая в менталитете наших народов занимает особое место.

Но есть она у нас при таком социальном расслоении?

Если верить информации в «МК», то 3% самого обеспеченного населения владеет 89% всех финансовых активов страны. У нас в Казахстане около 180 человек владеют более половиной национального богатства, а в США, Франции и Германии, где гораздо больше богатых людей, от 5-ти до 15%.

Исходя из своих рассуждений, позволю сделать следующие выводы:

- во-первых, пока существует разрыв между декларируемыми ценностями и реальной жизнью даже самые высокие мораль и нравственность не станут определяющими мотивами поступков и поведения значительной части общества;

- во – вторых, что нас спасло и спасает от окончательной деградации? Семья. Пока в большинстве семей проповедуют традиционные ценности, западные универсальные ценности в их самых уродливых и абсурдных проявлениях не будут представлять угрозы.