Сегодня много заботливых родителей.
Родителям середины и конца прошлого века некогда было так заботиться о детях, как сейчас.
И мы выросли другими.
Сегодня дети растут тоже другими. По множеству причин.
Одна из причин - уровень ЗАБОТЫ.
Но забота - штука тонкая. Благими намерениями, как известно, устлана дорога в не очень приятные места.
Что делать думающим родителям? Как и позаботиться о ребенке и дать ему возможность раскрыть свой собственный потенциал, не задавив его этой заботой?
Как позволить ребенку реализовать свой собственный сценарий развития, в основе которого будут потребности Души ребенка, а не навязанная родителями и социумом "сценарная матрица"?
Человек, угодивший в чужую сценарную матрицу потом с трудом и долго из нее выбирается.
Как в неё попадают?
Если принять предположение о том, что часть информации о своем развитии человек содержит в генах (генетический сценарий), часть – в коллективном информационном поле семьи (семейный сценарий), часть –в социуме (социальный сценарий), еще часть – в информационном поле Земли, Космоса (астрономический сценарий), то становится понятно, почему индивидуальный сценарий так непросто осознать и скорректировать.
Его информационная емкость велика и для осознания и коррекции необходимо понимание и обработка различных планов и уровней.
Сценарий физиологически прописывается в конфигурации так называемой нейронной сети – в системе соединений нейронов мозга, которая образует индивидуальный уникальный рисунок соединений, присущий только данному человеку.
В среднем мозг содержит 115 000 000 000 нейронов, каждый из которых образует сотни и даже тысячи соединений с другими нейронами.
Пространственная сеть соединений активно строится до 6-7 лет, после чего активность формирования новых соединений резко снижается и идет процесс «упаковки» нейронной сети в белковую оболочку-изоляцию с помощью белка миелина.
В виде метафоры это можно представить как обтягивание (облитие) пластиковой изоляцией сети пересекающихся оголенных проводников. Как уж они соединились, как и будут зафиксированы.
Мозг зафиксирует весь накопленный опыт в виде алгоритмической структуры, в которой есть носитель – конструкция нейронной сети, есть логическая алгоритмика в виде структуры сложившихся соединений и есть программное обеспечение (операционная система) – отложившийся в памяти сценарий поведения и взаимодействий других людей, иных объектов окружения.
Именно поэтому богатое, насыщенное движением, впечатлениями, общением, взаимодействием с природой детство – залог более полноценного раскрытия будущих возможностей человека.
В экономике есть так называемый график Хекмана – график эффективности вложения средств в развитие потенциала человека (с точки зрения последующей отдачи).
Максимальная эффективность вложений (в пересчете на денежную единицу) приходится на период от 0 до 6 лет.
Далее эффективность плавно снижается и в зрелом возрасте идет по нижнему плато, на котором только колоссальные вложения могут давать ощутимый выигрыш в отдаче.
Это противоречит идеям, имеющимся у многих современных родителей – «Он еще маленький, ничего не понимает», «Вырастет – начнем его воспитывать», «Садик (школа, армия…) воспитают» и т.д.
Подобные ошибочные представления родителей приводят к тому, что ребенок просто автоматически впитывает из окружающего пространства и условно «хорошее» и условно «плохое», становясь заложником качеств семейной и социальной среды.
Наши предки прекрасно понимали, что именно в раннем детстве закладывается возможность проявить во взрослой жизни в полной мере и Личность, Характер и другие качества, оставив на эту тему народную мудрость в виде пословиц и поговорок.
Например:
«Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло», «Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается», «Из малого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь», «Воспитывай дитя, пока оно поперек кровати умещается» и так далее.
Понятно, что гармонично и разумно устроенная воспитательная среда создает более благоприятные предпосылки для развития.
Например, среда на основе богатой и разносторонней традиционной семейной культуре позволяет откорректировать минусы характера уже на ранних стадиях, что позволяет личности проявить себя в более полном объеме.
Наблюдая и впитывая культуру многопоколенной семьи, построенной на принципах взаимной поддержки и личной ответственности каждого за благополучие всех, наблюдая рождение и смерть, ухаживая за младшими и слушаясь старших, ребенок естественным образом воспринимает и понимает как устроен мир, общество, семья и его нейронная сеть формируется с соответствующей структурой, алгоритмикой и программным обеспечением.
Все это обеспечивает формирование благоприятного для проживания в семье и общине Жизненного Сценария.
Да, сценарий может быть и благополучным и благоприятным!
Имеющиеся сегодня условия проживания ребенка в малой семье, часто – неполной, одного (без братьев и сестер) или с конкурентными отношениями, в квартире (возможно – однокомнатной) – уже гарантия формирования искаженного, невротического Сценария.
Но именно этот эгоистический или отвергающий тип воспитания стал статистической нормой в уже нескольких поколениях.
Конечно, встречаются типы Сценариев «вопреки» - то есть, несмотря на самые неблагоприятные условия, человек вырастает Человеком, с крепким Духом и Совестью.
Это загадка для психологов. Они не могут внятно ответить на этот вопрос – как в неблагоприятных жизненных условиях человек сумел создать Сценарий Благополучника.
Так же они не могут ответить на вопрос, почему иногда, в самых благоприятных условиях, вырастает ребенок со скверным характером и Сценарием Неблагополучника?
Без расширенного осознавания темы и выхода на новый объяснительный уровень внятного ответа не получится, будут только измышления и терминологическая мишура.
Новый объяснительный уровень – уровень Души.
Душа, как основная энергоинформационная субстанция, тонкая материя, и проявляется сразу напрямую в этих случаях. И показывает статистику, отраженную в языке – есть люди «бездушные», «малодушные» и «великодушные».
В общине и семье издавна понимали этот факт – Душа, в ходе своих воплощений, проходит эволюцию от малодушия к великодушию.
И Великая Душа, даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах и среде может сохранить свою основу и объем.
Малая Душа, не имеющая достаточного опыта, может нуждаться в прохождении уроков неблагополучия, даже проявившись в благоприятных семейных и общественных условиях.
На данном уровне объяснения понятны «особые» случаи, не вписывающиеся в среднестатистические нормы психологии.
Если вам интересно разобраться с "тонкостями" формирования вашего ЛИЧНОГО ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ, приглашаю принять участие в он-лайн Курсе "Как узнать и изменить свой Жизненный Сценарий" или Родитель, Взрослый, Дитя (РВД).
Записаться можно личным сообщением.
С уважением, семейный психолог, сценарный аналитик с 25 летним стажем, Андрей (Светозаръ) Туровец.