Найти в Дзене
АВТОСОЮЗ

Андрей Липгарт после «Победы»

Завершающий материал из цикла воспоминаний о выдающемся советском автоконструкторе Андрее Липгарте.

Андрей Александрович Липгарт (фото из архивов редакции АВТОСОЮЗ, автор неизвестен)
Андрей Александрович Липгарт (фото из архивов редакции АВТОСОЮЗ, автор неизвестен)

В предыдущих публикациях (ссылки под текстом) мы рассказали о том, Как родился и расцветал конструкторский талант Андрея Александровича Липгарта, как создавался первый советский автомобиль НАМИ-1, первый отечественный гоночный болид ГЛ-1, как конструировались культовая Эмка ГАЗ М-1, и легендарная ГАЗ М-20 «Победа»... И как и почему Андрей Александрович вынужден был попрощаться с родным конструкторским бюро...

Покинув Горький город, Липгарт переехал в Миасс и встал за кульман рядовым конструктором. За непродолжительное время пребывания в Миассе Липгарт предложил ряд усовершенствований конструкции грузового автомобиля «Урал» ЗИС-355, получив за это премию. Но на этот раз уже не государственную — заводскую в 300 рублей.

После смерти Сталина в 1953 году Андрей Александрович Липгарт с семьей вернулся в Москву.

Семья Липгартов 1968 (фото Степана Липгарта с сайта archi.ru)
Семья Липгартов 1968 (фото Степана Липгарта с сайта archi.ru)

Он принял приглашение возглавить кафедру «Автомобили» в МВТУ и одновременно занял пост главного конструктора НАМИ, позже перейдя на должность заместителя директора института по научно-экспериментальной работе.

Под его руководством было проведено значительное количество работ, определивших техническую политику и перспективы развития отечественной автомобильной промышленности: разработка типажей отечественных автомобилей и двигателей на 50–60-е годы; создание прототипов семейства мощных V-образных четырехтактных дизелей, выпускаемых Ярославским моторным заводом, грузового трехосного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода; создание карбюраторного двигателя с воздушным охлаждением для «Запорожца» и ряд других работ.

В 1958 году Андрей Александрович получил звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». 27 января 1960 года Липгарту была присвоена степень доктора технических наук honoris causa — по совокупности достижений.

фото bigenc.ru
фото bigenc.ru

Большую научную работу А. А. Липгарт сочетал с педагогической деятельностью, подготовкой инженерных и научных кадров. Являлся членом научно-технических советов Министерства автомобильной промышленности, НАМИ и других организаций, членом ученых советов ряда вузов и Высшей аттестационной комиссии.

Липгарт — автор более 70 печатных трудов и научный редактор большого количества монографий и учебников по теории, расчету и конструкции автомобилей и двигателей.

Скончался Андрей Александрович Липгарт 20 марта 1980 года. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище. На могильной плите высечен силуэт автомобиля ГАЗ М-20 «Победа».

Завершить воспоминания о выдающемся советском автоконструкторе хотелось бы словами его внука и полного тезки Андрея Александровича Липгарта, доктора филологических наук:

«Не всякий человек, имеющий конструкторское образование, способен создать автомобили «Победа», ГАЗ-51 или ГАЗ-69.

Не всякий человек, обладающий организаторским талантом, мог быть главным конструктором одного из крупнейших автозаводов страны в течение 18 лет, когда доносы, тюрьмы, ссылки и расстрелы были кошмарной повседневностью; четыре из этих 18 лет пришлись на годы войны.

Мемориальная доска на здании объединенного инженерного центра (ОИЦ) "Группы ГАЗ" (фото memo52.ru)
Мемориальная доска на здании объединенного инженерного центра (ОИЦ) "Группы ГАЗ" (фото memo52.ru)

Не о всяком человеке можно сказать, что он является главой целой конструкторской школы, что люди, работавшие под его началом и многому у него научившиеся, впоследствии (в разное время и на разный срок) стали главными конструкторами практически всех крупных отечественных автомобильных заводов.

Не всякий беспартийный непролетарского происхождения, да еще и с немецкой фамилией, был в то время лауреатом пяти Сталинских премий, награждался орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Не всякому присуждают ученую степень доктора технических наук без защиты диссертации, по совокупности научных (конструкторских) работ.

Уже этот довольно краткий перечень достижений и наград дает определенное представление о человеке. В памяти же родных и близких Андрей Александрович Липгарт продолжает жить не только как создатель «Победы», главный конструктор ГАЗа, создавший целую конструкторскую школу, и совсем не как лауреат, и доктор наук, и профессор, а как удивительно чуткий, добрый и сильный человек.

Такую живую, светлую и добрую память оставил после себя мой дед Андрей Александрович Липгарт».

фото из архивов редакции АВТОСОЮЗ, автор неизвестен
фото из архивов редакции АВТОСОЮЗ, автор неизвестен

Биография Андрея Липгарта:

1. Первый советский автомобиль Андрея Липгарта
2.
Как рождалась «Эмка» ГАЗ М-1
3.
Гоночная Липгарта ГЛ-1 – первый советский болид
4.
Главная Победа Андрея Липгарта
5. Андрей Липгарт после "Победы"

#автосоюз #автоистория #история автомобилей #отечественный автопром #отечественные автомобили #ссср #газ #зис #урал #победа