Завершающий материал из цикла воспоминаний о выдающемся советском автоконструкторе Андрее Липгарте.
В предыдущих публикациях (ссылки под текстом) мы рассказали о том, Как родился и расцветал конструкторский талант Андрея Александровича Липгарта, как создавался первый советский автомобиль НАМИ-1, первый отечественный гоночный болид ГЛ-1, как конструировались культовая Эмка ГАЗ М-1, и легендарная ГАЗ М-20 «Победа»... И как и почему Андрей Александрович вынужден был попрощаться с родным конструкторским бюро...
Покинув Горький город, Липгарт переехал в Миасс и встал за кульман рядовым конструктором. За непродолжительное время пребывания в Миассе Липгарт предложил ряд усовершенствований конструкции грузового автомобиля «Урал» ЗИС-355, получив за это премию. Но на этот раз уже не государственную — заводскую в 300 рублей.
После смерти Сталина в 1953 году Андрей Александрович Липгарт с семьей вернулся в Москву.
Он принял приглашение возглавить кафедру «Автомобили» в МВТУ и одновременно занял пост главного конструктора НАМИ, позже перейдя на должность заместителя директора института по научно-экспериментальной работе.
Под его руководством было проведено значительное количество работ, определивших техническую политику и перспективы развития отечественной автомобильной промышленности: разработка типажей отечественных автомобилей и двигателей на 50–60-е годы; создание прототипов семейства мощных V-образных четырехтактных дизелей, выпускаемых Ярославским моторным заводом, грузового трехосного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода; создание карбюраторного двигателя с воздушным охлаждением для «Запорожца» и ряд других работ.
В 1958 году Андрей Александрович получил звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». 27 января 1960 года Липгарту была присвоена степень доктора технических наук honoris causa — по совокупности достижений.
Большую научную работу А. А. Липгарт сочетал с педагогической деятельностью, подготовкой инженерных и научных кадров. Являлся членом научно-технических советов Министерства автомобильной промышленности, НАМИ и других организаций, членом ученых советов ряда вузов и Высшей аттестационной комиссии.
Липгарт — автор более 70 печатных трудов и научный редактор большого количества монографий и учебников по теории, расчету и конструкции автомобилей и двигателей.
Скончался Андрей Александрович Липгарт 20 марта 1980 года. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище. На могильной плите высечен силуэт автомобиля ГАЗ М-20 «Победа».
Завершить воспоминания о выдающемся советском автоконструкторе хотелось бы словами его внука и полного тезки Андрея Александровича Липгарта, доктора филологических наук:
«Не всякий человек, имеющий конструкторское образование, способен создать автомобили «Победа», ГАЗ-51 или ГАЗ-69.
Не всякий человек, обладающий организаторским талантом, мог быть главным конструктором одного из крупнейших автозаводов страны в течение 18 лет, когда доносы, тюрьмы, ссылки и расстрелы были кошмарной повседневностью; четыре из этих 18 лет пришлись на годы войны.
Не о всяком человеке можно сказать, что он является главой целой конструкторской школы, что люди, работавшие под его началом и многому у него научившиеся, впоследствии (в разное время и на разный срок) стали главными конструкторами практически всех крупных отечественных автомобильных заводов.
Не всякий беспартийный непролетарского происхождения, да еще и с немецкой фамилией, был в то время лауреатом пяти Сталинских премий, награждался орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Не всякому присуждают ученую степень доктора технических наук без защиты диссертации, по совокупности научных (конструкторских) работ.
Уже этот довольно краткий перечень достижений и наград дает определенное представление о человеке. В памяти же родных и близких Андрей Александрович Липгарт продолжает жить не только как создатель «Победы», главный конструктор ГАЗа, создавший целую конструкторскую школу, и совсем не как лауреат, и доктор наук, и профессор, а как удивительно чуткий, добрый и сильный человек.
Такую живую, светлую и добрую память оставил после себя мой дед Андрей Александрович Липгарт».
Биография Андрея Липгарта:
1. Первый советский автомобиль Андрея Липгарта
2. Как рождалась «Эмка» ГАЗ М-1
3. Гоночная Липгарта ГЛ-1 – первый советский болид
4. Главная Победа Андрея Липгарта
5. Андрей Липгарт после "Победы"
#автосоюз #автоистория #история автомобилей #отечественный автопром #отечественные автомобили #ссср #газ #зис #урал #победа