Каждый человек - это целый мир с уникальными качествами и отличиями. Нет никаких параметров, которым мы обязательно должны соответствовать. «Ваш ребенок левша», «что же нам теперь делать?» этот вопрос волнует многих родителей.
Большинство людей на Земле - правши. То есть у них есть «главное» ведущее левое полушарие головного мозга и правая рука. Правая нога — толчковая, правый глаз — главный при прицеливании. И только около 10% жителей планеты являются левшами, что является полной противоположностью.
Существует несколько гипотез и предположений о причинах левостороннего развития. Эксперты выделяют несколько факторов:
1. Генетика. В семьях, где один родитель или кровный родственник левша, такие дети рождаются в 10 раз чаще;
2. «Вынужденная» леворукость — переход к левой руке по какой-то причине (подражание друзьям или ушиба ведущей руки);
3. «Компенсаторная» леворукость. Это связано с травмами или заболеваниями левого полушария уже на ранних стадиях развития ребенка;
4. Псевдо леворукость. В этом случае происходит примерно одинаковое использование обеих рук.
Однако точного ответа на вопрос «почему родился ребенок - левша» найдено не было. Наиболее вероятны, это генетические связи и нарушения внутриутробного развития головного мозга, и в этих областях ведутся активные исследования.
В древние времена слово «левый» имело негативный оттенок, левшей считали неловкими, злыми, фальшивыми, подлыми и даже зловредными. В латинском языке dexter (правый) ассоциировалось с «целебный», а противовес sinister (левый) – «пагубный». Были времена, когда левши считались знаком дьявола, их сжигали на костре. Позже левши стали считаться мятежниками. В Японии леворукость жены считалась хорошим поводом для развода. В конце XIX века стереотипы о негативности и уникальности левшей были сломаны. Ученые доказали, что человеческий мозг устроен так, что правое полушарие доминирует над левой половиной тела и наоборот. Левши - это не «неправильные», а »неправые» люди. Здесь нет ничего сверхъестественного.
Вынужденное переучивание детей с левой на правую руку и наоборот, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы часто сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тикам, кожными заболеваниями и другими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головную боль, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.
Некоторым детям легче переносить переучивание, но статистика неумолима: переученные левши редко преуспевают в жизни, учиться в школе и колледже им гораздо труднее, чем тем левшам, которых родители и педагоги оставили в покое. А что касается переученных спортсменов, то они даже замедляют рост и физическое развитие.
Поэтому родителям ребенка-левши лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат существующие проблемы.
С 1985 года Минздрав не рекомендует менять физиологическую «привычку» быть левшой, что означает снижение требования к почерку левшей в школах.
Вот несколько рекомендаций о том, как вести себя с маленькой левшой:
1. будьте добрыми и чуткими;
2. попытайтесь создать благополучную обстановку в семье;
3. не нужно пытаться бороться с упрямством малыша;
4. примите «леворукость», как должное;
5. чаще хвалите и поощряйте ребенка за победы и успехи;
6. чаще делайте ребенку сюрпризы;
7. не ставьте завышенные требования;
8. любите ребенка таким, какой он есть.
Также не стоит забывать, что мир левши несколько отличается от мира «обычных» людей. При письме тетрадь или блокнот для такого ребенка, вы должны расположить перпендикулярно привычному для правши положению. Кроме того, у ребенка, работающего левой рукой, будут трудности с построением ряда, то есть со сбором кубиков и мозаик.
Так или иначе, но вывод о том, что мы переучиваем левшу, не только нежелателен, но и опасен. Пусть ваш ребенок будет таким, каким его создала природа. Кто знает, может быть, в вашей семье вырастет знаменитый художник или будущий президент!?